Евгений Корчевой о мерах государственной поддержки сельхозмашиностроителей

Евгений Корчевой о мерах государственной поддержки сельхозмашиностроителей

8 октября 2018 года в Крокус Экспо состоится V Российский Агротехнический Форум, организатором которого выступает Ассоциация «Росспецмаш». 

Пятый юбилейный форум традиционно посвящён наиболее актуальным вопросам отрасли сельхозмашиностроения.

В ходе пленарного заседания с участием представителей федеральных и региональных органов власти планируется обсудить факторы развития сельхозмашиностроения.

Сегодня мы беседуем с модератором секции «Экспорт: как перенастроить систему продвижения российской сельхозтехники на зарубежные рынки?», директором Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгением Корчевым.

- Евгений Анатольевич, с этого года торговые представительства переданы в ведение Минпромторга России. Каким образом планируется настроить эффективную работу торгпредств?

- Торгпредства должны стать одним из ключевых звеньев в решении задачи по наращиванию поставок российской продукции на внешние рынки. В настоящий момент в Минпромторге России ведется работа по выстраиванию формата работы наших торговых представительств, чтобы они были нацелены на результат. Мы сейчас проводим встречи с торговыми представителями и составляем с ними дорожные карты по увеличению экспорта конкретных видов продукции в конкретных странах.

- Будут анализироваться какие-то целевые показатели работников торгпредств?

- Результаты работы торгпредств в целом по экспорту должны будут учитывать результаты работы и конкретных сотрудников торгпредств. Не секрет, что было очень много претензий к нашим торгпредствам со стороны производителей, что они не всегда эффективно работали и быстро реагировали на запросы. Но обратная сторона вопроса в том, что сами компании очень часто не могут четко сформулировать задачу и приложить достаточно усилий для её решения. Например, только несколько компаний производителей сельскохозяйственной техники имеют менеджеров, которые владеют иностранным языком той страны, куда производитель собрался экспортировать свою продукцию.

Конечно, нужно перенастроить систему работы торгпредств, но и внутри компаний тоже должно измениться отношение к процессу экспорта. Торгпредства – это не торговый дом, куда можно скинуть свой прайс, перечень продукции и ждать, что продажи пойдут сами собой. Задача торгпредств – создать условия для роста экспорта. Для этого и сами производители должны приложить достаточно много профессиональных усилий. Это дорога с двусторонним движением.

- Вы ежегодно принимаете участие в Российском Агротехническом Форуме, и каждый раз в ваших выступлениях звучат заявления об изменениях, которые планируются министерством в части реализации программ господдержки. Например, в прошлом году была озвучена информация о том, что начиная с 2019 года, все меры поддержки, привязанные на внутреннем рынке, будут реализовываться только в случае, если предприятие имеет факт экспорта в 2018 году. Расскажите, пожалуйста, какие новости ждут производителей и аграриев в этом году?

- Осуществление российскими заводами поставок на внешние рынки, в особенности в развитые страны, не только отражает их текущую конкурентоспособность, но и стимулирует к постоянной модернизации выпускаемой продукции, улучшению технических характеристик машин и оборудования, повышению их качества и, что крайне важно на рынках с высокой конкуренцией, – совершенствованию внешнего вида. Не надо забывать еще и то, что без выхода на внешние рынки заводы остаются чересчур уязвимыми, находясь в полной зависимости от ситуации на внутреннем рынке.

Компании, не ориентированные на экспорт, скоро останутся неконкурентоспособны, а мы намерены поддерживать исключительно эффективных игроков, заинтересованных в развитии. Именно поэтому показатели по экспортным поставкам интегрируются в механизмы поддержки – даже те, которые направлены на стимулирование внутреннего спроса.

Так, уже с этого года факт экспортных поставок является одним из условий предоставления субсидий производителям оборудования для переработки и хранения сельхозпродукции на предоставление скидок покупателям по постановлению Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 547.

В настоящее время прорабатывается вопрос предоставления в 2019 году государственной поддержки по иным мерам поддержки специализированного машиностроения тем организациям, которые в 2018 году имеют подтвержденный факт экспорта техники и оборудования.

Более того, в целях реализации поручения Президента России В.В. Путина о необходимости обеспечить достижение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долл. США в год, в том числе продукции машиностроения – 50 млрд долл. США в год, в следующем году претерпит существенные изменения система мер государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. В рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» ожидается реализация комплекса мер, направленных на повышение привлекательности российской продукции за рубежом, стимулирование реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие экспорта, снятие административных барьеров при осуществлении экспортных поставок, снижение издержек компаний, в том числе связанных с логистикой, проведением сертификации и омологации. Поддержка экспортных поставок российской продукции будет осуществляться в том числе акционерным обществом «Российский экспортный центр» в режиме «единого окна».

- Не секрет, что для производителей и потребителей сельскохозяйственной техники важным является вопрос, сколько денег будет выделено на программу №1432 в этом году и в последующие годы. Как обеспечить стабильность финансирования мер государственной поддержки производителей, чтобы производители могли на несколько лет вперёд планировать реализацию своей продукции? Планируется ли Минпромторгом России предложение новых мер или изменение в подходах уже работающих механизмов?

- Действительно, предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники в рамках Постановления № 1432 является одним из наиболее эффективных механизмом государственной поддержки, влияющим на обновление парка сельскохозяйственной техники в России.

В 2017 году Правительством РФ на реализацию Постановления № 1432 были выделены рекордные средства в размере 15,7 млрд рублей.

В 2018 году на реализацию Постановления № 1432 предусмотрено 10 млрд рублей. По состоянию на сентябрь 2018 г. в рамках субсидирования заводам-производителям уже перечислено более 3 млрд рублей.

На 2019 и 2020 годы на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники предусмотрено только по 2 млрд рублей. Конечно, этого объема средств недостаточно для системного обновления парка сельскохозяйственной техники России и обеспечения среднегодового темпа роста производства продукции.

В целях недопущения негативных последствий от резкого сокращения финансирования сельхозпроизводителей Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было поручено предусмотреть увеличение средств в федеральном бюджете на реализацию Постановления № 1432.

 

Финансирования Программы №1432 по 10 млрд рублей в год позволило бы поставить не менее 15 тыс. единиц техники со скидкой.

Для выполнения поставленных задач Президентом Российской Федерации и выполнения показателей Стратегии необходимо увеличить финансирование Программы №1432 еще на 8 млрд рублей в 2019 и 2020 годах и до 10 млрд рублей в 2021 и 2022 годах.

Кроме того, с целью стимулирования платежеспособного спроса на сельхозтехнику российского производства Минпромторгом России совместно с Минсельхозом России предложено на период с 15 августа до 15 декабря 2018 года увеличить размер предоставляемой скидки на 10% (с 20% до 30% в Сибири, на Дальнем Востоке, в Калининградской области и Республике Крым и с 15% до 25% в остальных регионах России). Данное решение должно привести к наращиванию в текущем году объемов заказов и привести к росту производства сельскохозяйственной техники.

Что касается новых мер поддержки отрасли. Действующий механизм субсидирования лизингового платежа, действующий для строительно-дорожной техники, предполагается распространить на сельскохозяйственную технику, приобретаемую в лизинг.

Также, планируем в следующем году распространить на отрасль сельскохозяйственного машиностроения еще один действенный механизм – субсидии на производство и реализацию пилотных партий (Постановление Правительства Российской Федерации № 634 от 25 мая 2017 г.).

- Какие факторы оказывают неблагоприятное влияние на конкурентоспособность российских предприятий? Какие меры защиты российских производителей могут быть эффективны?

- В настоящее время наиболее существенным фактором, оказывающим неблагоприятное влияние на конкурентоспособность российских предприятий, является то, что значительная часть финансирования из региональных бюджетов на приобретение сельскохозяйственной техники направляется на закупку зарубежной продукции.

Минпромторг России считает предоставлять субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации на сельскохозяйственную технику и оборудование, которые имеют подтверждение производства на территории Российской Федерации.

Есть ещё общие факторы, которые негативно влияют на экономику России в целом.

Огромное значение и для приобретения продукции, и для производства имеют банковские ставки. Производство сельхозтехники – это сезонный вид производства. Поэтому крайне важна стоимость оборотных средств. Для строительства новых заводов, для приобретения оборудования, модернизации цехов, внедрения инноваций должны быть выгодные для наших производителей условия кредитования. По этому показателю пока наши заводы находятся в гораздо менее выгодных условиях, чем компании из большинства стран мира, где производится сельхозтехника.

Ещё один важный фактор – это налоговая система, которая должна стимулировать инвестиции в производство.

PR-служба Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциации «Росспецмаш»)