Крупноплодность как показатель легкости отелов

Что такое легкость отела, как и в чем ее измерять, и главное, можно ли этот показатель, уже присутствующий в зарубежных каталогах, использовать на российских стадах?

Например, в Финляндии легкость отела определяют сами фермеры, выставляя оценку с учетом оказываемой помощи. Причем факторам, которые вызвали затруднения при отеле, внимания не уделяется. А ведь причин может быть много: положение (предлежание) плода, строение и положение таза у коровы, номер лактации и, наконец, размер плода.

Зоотехники-селекционеры часто жалуются на то, что телята рождаются очень крупными. Такие отелы проходят очень тяжело, коровы длительное время не могут восстановить здоровье и полностью реализовать свой потенциал продуктивности. Причем речь идет только о размерах плода, а не о показателе «легкость отела».

Возражения оппонентов обычно стандартные – выращивайте хорошо телок, и проблем не будет. Но почему же тогда во всем мире уделяется большое внимание легкости отела? И почему в России это игнорируется? Пожалуй, на эту информацию обращают внимание только селекционеры при выборе быков-производителей из импортных каталогов. Но и там характеристику «крупноплодность» найти непросто, хотя о легкости отела речь идет – есть информация, как проходят отелы от потомков предлагаемых быков и как телятся их дочери. По мнению некоторых специалистов, крупноплодность вообще не нужно учитывать. Достаточно вести селекцию только на легкость отела. Но на практике выявить эту легкость в наших стадах непросто.

Специалисты-практики связывают тяжелые отелы, в основном, с размерами плода. Причем на практике выявлено, что размер теленка действительно напрямую зависит от происхождения.

Теоретические исследования это подтверждают. Нами проведен анализ живой массы при рождении 3469 коров – дочерей 88 быков из 4 племхозов Ленинградской области («Гомонтово», «Детскосельский», «Лесное», «Петровский»). Коэффициент наследуемости живой массы при рождении, рассчитанный по методу Н.А.Плохинского – отношение факториальной дисперсии (отцов) к общей фенотипической дисперсии (дочерей) – равен 0,43. Это достаточно высокий показатель, не оставляющий сомнений в значительном влиянии производителя на крупноплодность его потомства.

Специалисты хозяйств заинтересованы в решении этой проблемы и теоретически все просто. Например, в программе «СЕЛЭКС» имеются все возможности для расчета коэффициента наследуемости живой массы при рождении и включения его в профиль быка-производителя. Но на практике нужна более достоверная информация как раз по массе телят при рождении. Не секрет, что во многих хозяйствах взвешивание производится «на глаз». Кроме того, до сих пор практикуется занижение массы новорожденных телят для того, чтобы получить лучшие показатели по привесу молодняка. Такая умышленная неточность ведет к искажению информации о быках-производителях.

К учету по более глобальному показателю – «легкость отела», пока не готовы ни теоретики, ни практики. Даже если будет достигнут консенсус по его использованию, есть смысл сохранить характеристику «крупноплодность» отдельной строкой, и при покрытии телок ограниченно использовать семя быков, обладающих по нему высокой передающей способностью.

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Кормозаготовка нового уровня

Кормозаготовка нового уровня

Ленинградская область может лишиться звания ведущего региона по разведению племенного скота в молочном животноводстве. По сообщениям Петростата (Федеральной службы государственной статистики по Ленинградской области), обеспеченность скота кормами в сельхозорганизациях в 2007 году уменьшилась на 20% по сравнению 2006 годом.

Племзавод пошел по грибы

Племзавод пошел по грибы

В ЗАО «Приневское» Ленинградской области введен в эксплуатацию первый на Северо-Западе шампиньонный комплекс. 17 января 2008 года вице-губернатор Ленинградской области, председатель Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергей Яхнюк инспектировал новое грибное место Ленинградской области. Руководитель ЗАО племенной завод «Приневское» Мухажир Этуев и директор шампиньонного комплекса Ольга Селиванова уверены, что на местном рынке продукция хозяйства составит серьезную конкуренцию импортным грибам.

«Создавать события» – таков слоган выставочного центра КраснодарЭКСПО

«Создавать события» – таков слоган выставочного центра КраснодарЭКСПО

Еще одно событие – 14-й Международный агропромышленный форум «ЮГАГРО-2007», который состоялся в ноябре 2007 года – подтверждение тому, что организаторы умеют это делать.