Бизнес-форум «Агродиректор-2008»: развитие крупного российского агробизнеса в условиях кризиса

18-19 ноября в рамках VIP-конгресса выставки «Агросалон» состоялся уже традиционный, второй бизнес-форум «Agro Director 2008». Это мероприятие отличается практически от всех событий в АПК тем, что оно ориентировано в первую очередь на крупный, успешный и растущий агробизнес, на интегрированные в агрохолдинги предприятия.

И если доля этого сегмента в российском сельхозпроизводстве пока не слишком велика, это наиболее растущий сектор с хорошими перспективами. Благодаря доступу к капиталу, эффективному менеджменту, административному ресурсу и ряду других факторов крупные холдинги в целом успешно развивались в 2008 году. Так, по оценке Елены Тюриной, генерального директора Института аграрного маркетинга, около половины всех инвестиционных проектов в области свиноводства в последние годы реализовывалось компаниями, входящими в агрохолдинги федерального либо регионального уровня.
Хотя официальной основной темой форума была заявлена «Доступ успешных производителей к земле и капиталу, интеграция ресурсов для эффективного роста», фактически шла речь о путях развития агробизнеса в условиях финансового кризиса, в том числе в условиях существенного ограничения доступа к долгосрочным инвестициям.
Россия в силу своих географических и исторических особенностей, наличия большого количества земель сельскохозяйственного назначения, в том числе залежных, имеет хорошие шансы для обеспечения продовольственной безопасности страны, а перспективе – и возможности стать крупным экспортером продовольствия на мировом рынке. Руководство страны это понимает и поддерживает сельское хозяйство как перспективную отрасль. Сомнений участники форума в этом не высказали.
Но что делать предприятиям конкретно в ближайшее время, когда продажа произведенного зерна приносит многим или убытки, или существенно меньшую расчетной прибыль? И какой толк от субсидирования государством процентов по инвестиционным кредитам, если такие кредиты практически невозможно получить даже крупным компаниям под новые проекты? (К счастью, строительство или реконструкция существующих животноводческих объектов, в основном, все-таки продолжается).
Для тех холдингов, которые производят в качестве конечного продукта продовольственные товары для населения дополнительной головной болью стали отношения с розничными продовольственными сетями. Не секрет, что в условиях кризиса и удорожания кредитов сети значительно увеличили отсрочки оплат для поставщиков продукции. А по информации некоторых участников форума, полученные или предполагаемые к получению средства поддержки от государства, а также «бесплатные» кредиты от поставщиков они используют для решения своих задач, в том числе и для покупки менее удачливых конкурентов.
Большой интерес в первый день форума вызвало выступление Николая Григорьева, генерального директора агрохолдинга «ТАЛИНА». Он очень четко рассказал о докризисной стратегии развития компании, связанной с построением прозрачного, эффективного, вертикально интегрированного бизнеса в мясной отрасли, о создании сильного бренда («Атяшево») специально для работы с сетями. Директор холдинга говорил также о необходимости определения правильных пропорций при сбыте продуктов питания по различным каналам. Так, сбыт продукции через сети необходим для гарантированного большого оборота и продвижения торговой марки, а через обычные продовольственные магазины - для достижения большей рентабельности, и т.д.
С его точки зрения, так как стратегия развития мясных холдингов ориентирована на 5-7 лет и связана с дальнейшей консолидацией рынка, увеличением доли нескольких крупных компаний, она не должна существенно меняться сейчас. Меняется тактика – приостанавливается ряд новых проектов, сокращается связанный с ними персонал при сохранении основной команды сотрудников, идет активный поиск возможностей дальнейшего финансирования, в том числе и из нетрадиционных источников, усиливается роль господдержки проектов, идет активное сокращение издержек (но так, чтобы оно не снизило конкурентоспособность бизнеса). Большее внимание уделяется эффективному планированию движения денежных средств, гарантированному наличию свободных остатков – «сейчас ликвидность важнее рентабельности».
Помимо продолжения совершенствования операционной эффективности агробизнеса, методов финансового контроля обсуждались и инвестиционные возможности, ориентированные на повышение стоимости бизнеса и не требующие существенных вложений. Так, Александр Солдатов, генеральный директор ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ», рассказал об опыте приобретения и оформления в собственность и долгосрочную аренду компаниями земель сельскохозяйственного назначения.
Дополнительная информация на http://www.b2bpg.com/ru

 

Возможно, вам это будет интересно:

Комитет по вопросам развития производства компонентов для специализированной техники начал работать

Комитет по вопросам развития производства компонентов для специализированной техники начал работать

В перечне основных обсуждаемых тем – разработка мер господдержки российских производителей, взаимодействие отечественных заводов по выпуску компонентов с предприятиями специализированного машиностроения, увеличение уровня локализации специализированной техники за счет использования российских комплектующих.

Молодым инженерам рассказали о применении новейших технологий в специализированном машиностроении

Молодым инженерам рассказали о применении новейших технологий в специализированном машиностроении

Молодым работающим инженерам и студентам ведущих ВУЗов России рассказали, зачем нужна локализация производства, как она способствует трансферу современных технологий в Россию и как использование современных IT-решений на машиностроительном предприятии влияет на качество и востребованность выпускаемой продукции.

Пензенские рыбоводы и ветспециалисты изучили вопросы диагностики и профилактике инфекционных болезней рыб

Пензенские рыбоводы и ветспециалисты изучили вопросы диагностики и профилактике инфекционных болезней рыб

В рамках семинара его участники ознакомились с основными заболеваниями рыбы, клиническими симптомами, профилактическими мероприятиями и мерами борьбы в случае возникновения заболеваний.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.