Россельхозакадемия за сохранение генетических ресурсов полезных микроорганизмов

Пережив такую морозную зиму, с трудом верится в глобальное потепление, однако никто не сомневается, что в процессе производства окружающая среда становится все более неблагоприятной для человека. И один из наиболее интенсивных источников надвигающейся экологической катастрофы – сельскохозяйственное производство. Парадокс в том, что именно оно призвано обеспечить выживание человеческой популяции. Судьба почти миллиарда голодающих на Земле зависит от того, сумеют ли сельскохозяйственные производители обеспечить производство доступной пищи, оптимизированной по цене-качеству.

Цена, которую сейчас приходится платить за производство продуктов питания, невообразимо высока. Пытаясь повысить урожаи, земледельцы  увеличивают дозы дорогостоящих минеральных азотных удобрений, на производство которых расходуется до 50% всей энергии, затрачиваемой в сельском хозяйстве. Минеральное топливо, сжигаемое в процессе их производства, выдает огромное количество углекислого газа. Но это еще не все: при разложении в почве минеральный азот выбрасывает в атмосферу нитрозосоединения – генераторы «парникового» эффекта в 300 раз (!) более активные, чем углекислый газ. Получается, что мы, финансируя химизацию сельского хозяйства, усугубляем экологические проблемы и природные катаклизмы.

В своей самонадеянности человек игнорирует помощь природных сообщников – полезных форм почвенных микроорганизмов, Например, атмосфера Земли на 78% состоит из азота, который так необходим растениям. При этом газообразный азот недоступен НИКОМУ, кроме микроорганизмов, которые могут обогатить им почву. Кроме фиксации атмосферного азота, микроорганизмы могут выполнять массу полезной работы: очищать почву от токсичных соединений, защищать растения и животных от вредителей, болезней и стрессов.

На сайте Университета Ланкастера была размещена  информация о том, что совместно с русскими учеными из Всероссийского института сельскохозяйственной микробиологии Россельхозакадемии удалось найти штаммы микробов, которые могут «успокоить» растения перед лицом водного дефицита и те намного лучше перенесут засуху, последствия которой хорошо известны. Эта проблема настолько важна, что по данным журнала Science именно вклад в решение проблемы засухоустойчивости растений включен в список наиболее важных открытий 2009 года. Статья на эту тему российских и английских ученых вошла в топ-лист наиболее цитируемых в прошлом году.

Однако эффективное использование традиционных и новых форм микроорганизмов будет возможно только тогда, когда мы сумеем сохранить все гены, которые нам нужны, и которые определяют полезные свойства. В лаборатории микробы часто теряют свойства, которые помогали им существовать в естественных условиях обитания. В результате мы получаем микробных «обломовых», предпочитающих комфортно жить на питательной среде, но бесполезных в поле. Это обстоятельство уже более 120 лет не позволяет надежно использовать полезную микрофлору, но сейчас мы почти его преодолели.

Понадобились усилия микробиологов, кибернетиков, инженеров-холодильщиков, программистов, чтобы создать уникальную установку, в которой возможно хранить микроорганизмы в условиях  минус 80 градусов Цельсия, следя за судьбой каждого из 200 тысяч образцов. Умная машина не только принимает в автоматическом режиме на хранение, помнит особенности каждого образца, охраняет его от несанкционированного доступа, но и автоматически подает нужный образец на размораживание с тем, чтобы не повредить ценный материал. Эта установка создана буквально сейчас, и их всего две: первая была смонтирована в Германии, вторая в Санкт-Петербурге во Всероссийском институте сельскохозяйственной микробиологии. Именно Россельхозкадемия во главе с президентом Г.А.Романенко, понимая важность сохранения генетических ресурсов полезных микроорганизмов, пошла на вложение немалых средств, чтобы на наших полях бесполезно и экологически опасно не расточалась энергия, чтобы стоимость продукции не снижала уровень питания, чтобы плодородие почв сохранялось для наших потомков. Сохраненные полезные микроорганизмы могут быть основой биологических препаратов, которые, радикально снижая экологический риск, помогут решить продовольственные проблемы сегодня и в будущем.

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Возможно, вам это будет интересно:

Корней Биждов: нормативная база по агрострахованию утверждена с почти годовым опозданием

6 декабря опубликован приказ Минсельхоза России от 16.11.2017 № 578 «Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных», необходимый для перечисления субсидий по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Корней Биждов: для развития системы защиты рисков в АПК необходима последовательная поддержка государства

16 ноября Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел круглый стол «Совершенствование законодательства о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования»

Развитие отраслей специализированного машиностроения обсудят в Госдуме при участии Ассоциации «Росспецмаш»

Экспертный совет по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения при Комитете Госдумы России по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству состоится 14 декабря 2017 года в 16:00

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.