Питомниководство плодовых культур Северо-Запада 100 лет назад: экскурс в историю развития отрасли

Е.П.Безух

канд. с.-х. наук, зам. директора ГНУ Ленинградская ПООС

Питомниководство плодовых культур Северо-Запада 100 лет назад: экскурс в историю развития отрасли

В 1910 году вышла из печати в свет книга, содержащая справочные сведения о состоянии питомниководства плодовых культур на территории Европейской России. Сбором данных для этого издания занимался Департамент Земледелия по программе, разработанной при участии известного ученого-садовода В.В.Пашкевича, служившего в то время при департаменте  старшим специалистом садоводства. Материалы, включенные в издание, собирались в течение трех лет. Значительная часть опубликованных данных была посвящена и питомниководству Северо-Запада России.

 

Вопреки бытующему мнению, что питомниководство плодовых культур на Северо-Западе России на тот период было малораспространенным и слаборазвитым и что ему не уделялось должного внимания, это неверно. Учитывая то обстоятельство, что садоводство на Северо-Западе России в настоящее время переживает острейший кризис, хочется обратиться к истории, чтобы почерпнуть положительные примеры становления и стимулирования отрасли в те далекие времена с целью их возможного использования сегодня.

На Северо-Западе плодовые питомники имелись в значительном количестве в Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях. В Петербургской губернии в 1907 г. насчитывалось свыше 10 садовых питомников, наиболее крупными и известными были:

¡   Питомник Царско-Славянской школы садоводства и огородничества (вблизи мызы Царская Славянка, Царскосельского уезда).

¡   Плодовый питомник вдовы действительного тайного советника Е.К.Овсянниковой (Лужский уезд, с. Заполье).

¡   Садовое заведение Регеля и Кессельринга (г. Санкт-Петербург).

¡   Плодовый питомник К.Я.Паля (Лужский уезд, имение Наволок).

¡   Плодовый питомник Л.Ф.Пикеля (Лужский уезд, имение Никольское, д. Шильцево).

В Новгородской области к этому времени имелось около 10 известных питомников. Наиболее крупными из них были:

¡   Плодовый питомник Старорусского отдела Императорского Российского общества садоводства (г. Старая Русса, земская управа).

¡   Плодовый питомник учителя Яжелбицкого одноклассного училища В.И.Хохлова (ст. Валдай, Валдайского уезда).

¡   Плодовый питомник заведующего Волоцким двухклассным училищем М.А.Горбачкова (Боровичский уезд, г. Боровичи, с. Волок).

¡   Плодовый питомник Валдайского уездного земства (с. Едрово).

¡   Плодовый питомник Д.М.Чамина (Крестецкого уезда, г. Крестцы).

В Псковской губернии, по данным Департамента Земледелия, насчитывалось свыше 20 плодовых питомников. Наиболее известными из них были:

¡   Плодовый питомник Псковского среднего с.-х. училища ведомства Главного Управления Землеустройства и Земледелия по Департаменту Земледелия (г. Псков).

¡   Плодовый питомник Псковского отдела Императорского Российского общества садоводства (г. Псков).

¡   Питомник действительного статского советника Н.В.Спиридонова (ст. Дно, имение Марьина-Дубрава).

¡   Питомник Островской уездной земской управы (г. Остров, при Шимаковской школе).

¡   Питомник Великолукского отдела Императорского Российского общества садоводства (г. Великие Луки).

Следует отметить, что в этот перечень вошли далеко не все питомники, а лишь те, которые заполнили и отослали в Департамент Земледелия разосланные им опросные анкеты.

Самой распространенной культурой являлась яблоня. Основными сортами, которые выращивались в питомниках, были: Антоновка, Апорт, Аркад, Анисовка Петербургская, Арабка, Астраханское красное, Белый налив, Боровинка, Грушовка, Кальвиль белый летний, Коричневое полосатое, Коробовка, Мирон, Осеннее полосатое, Плодовитка, Репка, Суйслеппер, Титовка,  Чулановка.

Второй по значимости и распространению культурой была вишня, выращивали  вишню «простую» (непривитую), Владимирскую, Морель, Коростенскую. Изредка встречалась груша – «простая», Бергамоты, Тонковетка, Лимонная и Дуля Новгородская. Из слив выращивали Очаковскую белую и синюю, однако распространение этой культуры на Северо-Западе было крайне незначительным. Сортов яблони, которые можно было приобрести в питомниках, насчитывалось, как правило, не более 7-10 и лишь в отдельных питомниках, таких как Н.В.Спиридонова и С.А.Строгонова сортимент был намного больше и достигал 163 сортов.

Саженцы выращивали в полуштамбовой и низкоштамбовой форме, в продажу они поступали в возрасте 3 лет. Основным приемом размножения являлась окулировка. В питомниках имелись собственные маточно-сортовые черенковые насаждения. Маточные деревья, с которых заготавливались черенки для прививки и окулировки, выписывали из питомника Вагнера (г. Рига). Питомники велись образцово, со всей документацией (планы, книги, журналы, ярлыки и др.). Соблюдался севооборот (8-польный) с паром, травами и пропашными культурами. Семена для выращивания подвоев в основном брали местные, которые, как отмечается, были высокого качества, а также выписывали из Москвы (от Иммера) и Риги (от Шоха и Вагнера).

Питомники встречались у крестьян, в имениях, при школах и училищах. Наиболее значительными в отношении распространения садоводства являлись школьные питомники. Например, в Псковской губернии Псковская уездная земская управа в целях развития садоводства проводила ежегодные денежные ассигнования 10 школ, а Псковский отдел Императорского Российского общества садоводства бесплатно выделял семенные подвои. Развитию садоводства и в частности питомниководства в губернии способствовали ежегодные курсы по садоводству и огородничеству. Сельскохозяйственные общества, школы и общественные учреждения пользовались при приобретении посадочного материала скидками до 25%, а крестьяне до 10%. Значительную роль в развитии питомниководства того времени на Северо-Западе сыграли общественные организации и, в первую очередь, Императорское Российское общество садоводства с отделениями в Великих Луках, Кронштадте, Пскове, Старой Руссе, а также Императорское Российское общество плодоводства, расположенное в Петербурге и издававшее журнал «Плодоводство».

Общества садоводства неоднократно обращали внимание Министерства Земледелия на причины, тормозящие развитие питомниководства, а правительство, в свою очередь, привлекало их к решению вопросов его улучшения. Анализируя состояние питомниководства того времени, деятели садовых обществ считали, что основными мерами к его развитию в России могли бы быть следующие мероприятия:

—   Создание практических школ и курсов садоводства (питомниководства).

—   Устройство образцово-показательных питомников.

—   Организация региональных опытных станций.

—   Принятие законов о стимулировании отрасли.

Анализируя современное состояние питомниководства на Северо-Западе России, следует признать его практически полный упадок, особенно в Псковской и Новгородской областях. Производство посадочного материала осуществляется по давно устаревшим технологиям. Ощущается острейший кризис высококвалифицированных кадров, а кадры низшего звена отсутствуют полностью. Законы издаются, программы разрабатываются, но не работают. Из региональных государственных специализированных станций на Северо-Западе осталось одно учреждение - Ленинградская плодоовощная опытная станция, которая, несмотря на огромные усилия и энтузиазм сотрудников, не может работать высокоэффективно в силу недостаточного финансирования и материально-технической отсталости базы.

Ассоциаций и деятельных садовых обществ, которые бы реально могли повлиять на развитие отрасли, сейчас нет. Таким образом, проблемы, существующие в питомниководстве Северо-Запада 100 лет назад, остаются актуальными и поныне, как и мероприятия по их устранению. Развитие отрасли в современных условиях невозможно без привлечения  частного и государственного капитала, всемерного и самого серьезного внимания со стороны правительства.

 

В заключение хочется привести одну фразу из старинной книги по плодоводству: «Если задача правительства лежит в том, чтобы осчастливить жителей страны, то оно может существенно помочь достижению этой цели, научая молодежь любить природу и создавая повсеместно образцы хорошего плодоводства…».

СХВ

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Праздник школьного молока

Праздник школьного молока

Программа «Школьное молоко» действует во многих странах мира на протяжении уже более 40 лет. Благодаря этой программе свыше миллиарда литров молока ежегодно регулярно выпивают тысячи детей в образовательных учреждениях как дополнительное питание.

Еще раз о размере технологических групп в коровниках

Еще раз о размере технологических групп в коровниках

В.В.Гордеев

к.т.н., ГНУ СЗНИИМЭСХ Россельхозакадемии

В.Е.Хазанов

к.т.н., ГНУ СЗНИИМЭСХ Россельхозакадемии

На сегодняшний день в рамках реализации программы развития молочного животноводства по всей стране активно идет строительство новых молочных ферм. При этом очень часто при проектировании коровников не учитывается, что величина технологической группы коров, темп и ритм комплектации секции, а также количество мест в ней находятся в тесной взаимосвязи и не могут выбираться произвольно.

Развитие мониторинга кормопроизводства и средств технологического контроля

Развитие мониторинга кормопроизводства и средств технологического контроля

А.В.Родин, В.С.Зубец, Г.В.Данилова, Ю.В.Гришко

ГНУ АФИ Россельхозакадемии

Мы продолжаем публикацию результатов мониторинга кормовых культур, который проводится с 2003 года. В предыдущей статье (СХВ №4(83)2010 ноябрь) были рассмотрены методы прогноза и дан анализ основных показателей качества кормов за 2010 г.