Ростсельмаш: традиции и современность

Е.А.Лукичёва

Ростсельмаш: традиции и современность

Старожилы-аграрии много могли бы рассказать, как бороздили в довоенные годы советские поля комбайны «Колхоз» и «Сталинец» и устанавливали мировые рекорды зерноуборки, а комбайн «Сталинец-1» в 1937 году даже получил престижный диплом «Grand Prix» и золотую медаль выставки в Париже.

 

В послевоенные годы для подъема сельского хозяйства нужны были еще более производительные машины, поэтому были разработаны новые модели «Сталинца» и комбайн «РСМ». С самоходных «СК» в 1958 году началась эра самоходных зерноуборочных комбайнов, которая продолжилась сериями «Нива» и «Дон». Проницательный читатель наверняка уже понял, что все вышесказанное относится к технике компании Ростсельмаш, которая 21 июля 1929 года выпустила свою первую продукцию – партию крестьянских ходов, а с 1930 года основным направлением стал выпуск уборочных машин.

За свою почти 90-летнюю историю компания пережила и взлеты, и падения – нелегкие были военные и девяностые годы прошлого столетия, но, к счастью, с приходом в 2000 году нового стратегического инвестора – Промышленного союза «Новое содружество» – началась новейшая история этого прославленного предприятия.

На сегодня Ростсельмаш – это уже группа компаний, в которую входит 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах, выпускающих технику под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE, а продуктовая линейка компании включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, в том числе зерно- и кормоуборочных комбайнов, тракторов, опрыскивателей, кормозаготовительного и зерноперерабатывающего оборудования и др.

Основная производственная площадка компании Ростсельмаш расположена в городе Ростов-на-Дону, а площадь составляет около 100 га.

Путь всех агромашин начинается с прессово-раскройного цеха – здесь будущие детали в соответствии с техзаданием раскраиваются и прессуются. «В этом цехе работает порядка 70 человек. Весь наш коллектив нацелен на качественный конечный результат, – рассказывает Виктор Городилов, начальник отдела организации производственных процессов Ростсельмаш. – У нас работает схема качества, которая позволяет не допускать некачественную продукцию потребителю. Имеются различные виды контроля, например, первой детали партии, выборочный или 50%-й контроль, а также иногда проводится 100%-й контроль всей партии».

О том, что качеству на предприятии уделяют большое внимание, говорит и то, что многие бригады здесь переведены на самоконтроль, т.е. у них имеется «бригадное клеймо», а также есть система «личного клейма».

В конце месяца прессово-раскройный цех получает план производства деталей на следующий месяц и специалисты с помощью современнейшего оборудования раскладывают его по деталям. Методика глобального оперативного раскроя позволяет увеличить коэффициент использования металла, т.к. лист максимально заполняется разнообразными деталями из ближайшего плана производства.

«Центр лазерной хирургии металлопроката» был организован на предприятии в 2001 году, он постоянно модернизировался, обновлялось оборудование и на сегодня он уже состоит из 18 лазерно-раскройных комплексов, 22 универсальных листогибочных прессов и пробивного пресса.

После раскроя детали попадают на покраску и только потом их отправляют в сборочный цех. «На главном конвейере цеха сборки зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов сборка машин начинается с закладки мостов и далее при движении по конвейеру детали поступают с боковых участков. Детали сюда попадают уже окончательно окрашенные, что помогает защитить технику от коррозии при работе в поле, т.к. нет непрокрасов, – делится представитель компании Ростсельмаш. – На последнем посту сборки проверяется работа шасси, после чего машина идет на обкатку и испытания. Общий процесс испытаний составляет 12 часов. Он разделен на испытания в боксе обкатки и пробеговые испытания, т.е. чистое время испытаний составляет порядка 5-6 часов, а наработка двигателя при этом составляет в среднем более двух часов. С учетом проверки службы качества общая наработка двигателя составляет уже порядка 5 часов. После всех проверок и испытаний машину копотируют, и она приобретает окончательный вид».

«С момента закладки ведущего моста на участке сборки шасси каждой машине присваивается швеллер-номер и формируется свое персональное «дело», которое сопровождает машину на протяжении всей сборки. В него заносятся основные операции по сборке и номера использованных деталей, агрегатов и узлов, – рассказывает Роман Толпинский, начальник технологического бюро сборки комбайнов. – После выполнения операции исполнитель расписывается в операционной карте, а также свою подпись ставит специалист по качеству. После отправки машины заказчику «дело» сдается в архив, где оно хранится 10 лет несмотря на то, что гарантийный срок составляет три года».

В 2016 году линии сборки тракторов марки 2375 были полностью перенесены из Канады на основную производственную площадку компании – Ростов-на-Дону. Принцип сборки отличается от сборки комбайнов тем, что здесь на последней восьмой плите машина заправляется ГСМ и после того, как на всех этапах сборки выполнены необходимые операции, трактор выезжает с главного сборочного конвейера и тем самым протягивает всю цепочку на один этап, т.к. машины на всех этапах между собой соединяются мягкими стропами.

«Весь принцип сборки скопирован с канадского завода, – рассказывает Алексей Бельков, начальник цеха сборки тракторов. – На сегодня мы собираем в сутки пять тракторов. С момента закладки трактора до готовности проходит два дня и затем со сборочного конвейера он уходит на испытания. До конца текущего сельскохозяйственного года мы должны выпустить 500 тракторов. Особенность данных машин – простота в эксплуатации и удобное расположение топливного бака в средней части трактора, поэтому при убывании солярки в процессе работы не теряется развесовка машины. Мы стремимся, чтобы наши работники были взаимозаменяемые, и сотрудники на каждом следующем этапе могут вольно или невольно проверить работу предыдущих товарищей».

С 2008 года на Ростсельмаш активно применяются инструменты бережливого производства, такие как кайдзен-деятельность, TPM (Total Productive Maintenance), организация рабочих мест 5S и другие.

«При подтвержденном экономическом эффекте от кайдзен-предложения его авторы получают до 10% от экономии, – делится представитель Ростсельмаш. – Например, в прошлом году только в прессово-раскройном цехе было подано порядка тысячи рацпредложений с общим экономическим эффектом 13,5 млн руб. Одно из предложений имело экономический эффект по итогам года около 3 млн руб. – можете оценить сколько получили его авторы».

Предпродажная подготовка и сервисное обслуживание техники Ростсельмаш осуществляется через обширную дилерскую сеть. Чтобы оперативно и четко снабжать дилеров запчастями, а их только в России порядка 70, в 2007 году был спроектирован и построен центральный склад запасных частей. Общая территория склада составляет 33 тыс. кв. м, из них 15 тыс. кв. м – это крытая площадка. – Склад выстроен по технологии класса А и такой склад в ЮФО имеется только у компании Ростсельмаш.

Каждая посылка с запасными частями собирается сотрудниками согласно номенклатуре, прокомментировал представитель Ростсельмаш.

Российские аграрии, видя, что Ростсельмаш неуклонно повышает качество своих машин, все больше обращают на них свое внимание. Этому способствуют также и скидки, которые предоставляет компания в рамках подписанных соглашений с региональными властями. Так, например, уже второе соглашение было подписано 17 апреля 2017 года с правительством Ленинградской области, по которому областным аграриям будет предоставлена скидка до 5% на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, самоходные косилки, тракторы и запчасти к ним.

«С Ростсельмаш мы сотрудничаем не первый год, и видим, что покупка российской техники из года в год растет, несмотря на то, что ленинградские предприятия больше ориентированы на зарубежную технику, – прокомментировал подписание соглашения заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергей Яхнюк. – Но мы знаем, что Ростсельмаш работает над качеством, тем более есть скидки по цене, поэтому и растут объемы продаж».

Отметим также, что по данным профильного комитета 47-го региона, в 2016 году со скидкой по соглашению восемь сельхозпредприятий региона приобрели 6 зерновых, 3 кормоуборочных комбайна и одну жатку. На 2017 год, согласно предоставленным заявкам, сельхозтоваропроизводители планируют приобрести 12 комбайнов производства Ростсельмаш (8 зерноуборочных и 4 кормоуборочных).

Фото: М.А.Лукичёв, Е.А.Лукичёва

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Ростсельмаш: традиции и современность

Ростсельмаш: традиции и современность

Е.А.Лукичёва

Старожилы-аграрии много могли бы рассказать, как бороздили в довоенные годы советские поля комбайны «Колхоз» и «Сталинец» и устанавливали мировые рекорды зерноуборки, а комбайн «Сталинец-1» в 1937 году даже получил престижный диплом «Grand Prix» и золотую медаль выставки в Париже.

Вклад в развитие молочной отрасли

Вклад в развитие молочной отрасли

Вопросы воспроизводства молочного стада, увеличения рентабельности молочных хозяйств, ветеринарии и кормления обсудили 18 апреля 2017 года ведущие специалисты и представители хозяйств Ленинградской области.

Вклад в Год экологии

Вклад в Год экологии

А.Ю.Брюханов

к. т. н., ФГБНУ ИАЭП

В.Б.Минин

к. с-х. н., ФГБНУ ИАЭП

Н.С.Обломкова

ФГБНУ ИАЭП

Вопросы обеспечения экологической безопасности сельскохозяйственного производства в регионе Балтийского моря традиционно занимают особое место в повестке ежегодного Международного экологического форума «День Балтийского моря». XVIII форум не стал исключением.