От редактора

 От редактора

Свершилось: Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 25 июля 2018 года принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, а 3 августа утвержден Президентом России.

Несмотря на то, что органическое производство фактически существует в России уже более 15 лет, до сих пор эта сфера деятельности не имела законодательной базы. Первые попытки урегулировать законодательство в сфере органического производства и закрепить сам термин «органическая продукция» начались еще в 2003 году, когда в верхней палате российского парламента прошли первые обсуждения этого вопроса. Редакцию Закона «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции» Минсельхоз подготовил только в 2012 году, но тогда законопроект поддержан не был. Только с третьей попытки, когда к разработке закона подключилось специализирующееся на производстве органик-продукции сообщество, наконец, была подготовлена версия, которая и легла в основу законопроекта.

Органическое сельское хозяйство существует в 178 странах мира. 89 стран имеют собственные законы об органической продукции. Теперь к ним присоединится и Россия. Правовое регулирование отношений в области производства органической продукции основывается на актах, составляющих право Евразийского экономического союза. «Закон вобрал в себя лучшие практики законодательного регулирования в СНГ и в Европе. Новая редакция, в том числе, была проработана и при участии экспертов ФАО (ред. – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – Food and Agriculture Organization). Таким образом, наш закон полностью интегрирован в европейскую систему органического производства», – прокомментировал автор и инициатор законопроекта Сергей Сорокоумов.

До вступления Закона в силу, а это должно произойти 1 января 2020 года, в течение всего следующего года Минсельхозу необходимо найти финансирование создания единого электронного государственного реестра производителей органической продукции, определить форму и порядок маркировки, а также использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца. Необходимо наладить систему подтверждения соответствия производства органической продукции в форме добровольной сертификации. За оставшиеся год с небольшим нужно создать реестр производителей, проработать систему господдержки органических производителей, принять ряд подзаконных актов, а также организовать систему информационного и методического обеспечения, оказания консультационных услуг в сфере производства органической продукции.

Возможно, принятый закон несовершенен. Можно в нем найти какие-то несоответствия европейским директивам и практикам. В законе ничего не говорится об импортной органик-продукции и ее сертификации, нет защиты от контрафакта и фальсификата, контроля за аккредитацией сертификаторов… Но главное – закон принят, и его нынешняя версия соответствует ожиданиям органического сообщества. Сделан важный шаг на пути к новым формам развития сельского хозяйства. Теперь предстоит работа по созданию всей правовой базы. Ссылка в законе на национальные стандарты позволит детально проработать требования, которые должны стать основой отечественного органического рынка.

Следует отметить, что в России закон об органической продукции принят примерно в одно время с аналогичными нормативно-правовыми актами в соседних с нами странах. Так, 10 июля был принят закон в Украине, в ближайшее время он будет рассмотрен в Казахстане и в Белоруссии.

Пока же во всей огромной России официальный статус органического хозяйства имеют всего 70 аграрных компаний. Кстати, даже в отсутствии российского законодательства в данной сфере производители органической продукции зачастую получали сертификаты международного образца, работали по стандартам Европейского союза. Теперь было бы логично, чтобы они получили преференции с точки зрения признания их продукции органической в соответствии с уже российским законом.

В завершение несколько цифр. Рынок органических продуктов России составляет 120 млн долларов, тогда как в США – порядка 40 млрд долларов, в Китае – почти 6 млрд евро. Ежегодный прирост органического производства составляет 12-15% в год. Россия пока занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов, но, по мнению экспертов, уже в ближайшие годы наша страна способна занять до 10% мирового рынка органик. В любом случае, принятие закона создает правовые условия для развития цивилизованного, легального и имеющего господдержку органического сельского хозяйства в России.

Возможно, вам это будет интересно:

Кооперация в примерах

Об удачных примерах создания кооперативов и кооперационных моделях на примере двух отраслей с огромными возможностями – мясном скотоводстве и органическом земледелии – состоялся разговор на круглом столе в рамках Межрегионального экономического агрофорума «Устойчивое развитие сельских территорий», который состоялся в Ижевске в апреле этого года. Организатором мероприятия выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в сотрудничестве с информационно-аналитическим порталом «АгроВестник».

Племзавод «Пламя»: 70 лет труда

Племзавод «Пламя»: 70 лет труда

Старейший племзавод «Пламя» Ленинградской области выращивает племенной крупный рогатый скот черно-пестрой голштинизированной породы для ведущих сельхозкомпаний страны уже семь десятков лет. За эти годы предприятие неоднократно становилось площадкой для проведения конкурсов профессионального мастерства, делится передовым опытом работы с регионами и демонстрирует все лучшее, что наработано за многие годы упорного труда. Директор ОАО «Племзавод «Пламя» Юрий Яковлевич Малаев – ровесник предприятия, а проработал он здесь уже 40 лет. О буднях многопрофильного сельхозпредприятия, планах и задачах – наша сегодняшняя беседа.

Молодым инженерам рассказали о применении новейших технологий в специализированном машиностроении

Молодым инженерам рассказали о применении новейших технологий в специализированном машиностроении

Молодым работающим инженерам и студентам ведущих ВУЗов России рассказали, зачем нужна локализация производства, как она способствует трансферу современных технологий в Россию и как использование современных IT-решений на машиностроительном предприятии влияет на качество и востребованность выпускаемой продукции.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.