До 2024 года перед сельским хозяйством стоит амбициозная задача – увеличить объем экспорта более чем в два раза, до $45 млрд. Еще 15 лет назад такое сложно было представить – по большинству продуктов питания Россия оставалась нетто-импортером, и агросектор никак нельзя было назвать прибыльным бизнесом. Однако все изменилось за последние годы. Стремительными темпами российские производители достигли большинства показателей, предусмотренных доктриной продовольственной безопасности, и взяли курс на внешние рынки.
По сути, принципиальный разворот от импортозамещения уже произошел, и сейчас в отечественном агропромышленном комплексе мы наблюдаем однозначный тренд роста экспорта. Уже не первый год Россия занимает лидирующую позицию по экспорту пшеницы, постепенно увеличиваются поставки мяса, поступательно улучшается ситуация и по другим направлениям. Позитивную роль сыграло долгожданное открытие рынка Китая, куда российские производители в этом году получили возможность экспортировать мясо птицы и частично молочную продукцию.
Однако вопросов остается очень много. По-прежнему нет единой стратегии вывода и продвижения российских сельскохозяйственных товаров за рубежом. Не до конца понятно, как позиционировать отечественную продукцию с учетом разницы менталитетов. Есть ли реальные перспективы у вывоза продукции с добавленной стоимостью и какие виды товаров могут пользоваться успехом? Будет ли работать единая отраслевая система брендирования? Насколько важен образ России для потенциальных зарубежных потребителей? Какую роль в развитии экспорта играет цифровизация отрасли?
Об этом и многом другом поговорим на IV ежегодном Аграрном форуме газеты «Ведомости».