На этот вопрос в своем выступлении на конференции «Агрохолдинги России — 2024» ответил Алексей Клецко, директор, «Яков и Партнёры».
В рейтинге стран-экспортеров продукции АПК (2020-2022 гг.) Россия занимает достойное место – 6-е по тоннажу и 8-е по стоимости экспорта, являясь одним из глобальных лидеров (Европа в рейтинге рассматривается как целое). По итогам 2023 года Россия также заняла 6-е место по объему поставок. В денежном выражении наша страна входит во второй эшелон, а если разделить ЕС на страны, то Россия займет 16-17-е место.
Чтобы понять, можно ли развивать экспорт, надо найти ответы на три ключевых вопроса:
- Есть ли возможность произвести больше?
- Есть ли спрос?
- Можем ли произвести дешевле, чем конкуренты?
Россия является одним из мировых лидеров по размеру пашни, с показателем 121 млн га находится на 4-м месте после Индии, США и Китая. Есть возможность увеличить текущую площадь посевных (~80 млн га) площадей на 7-18 млн га за счет неиспользуемых с/х угодий (32 млн га).
Но экономическая целесообразность ввода в эксплуатацию дополнительных обрабатываемых площадей зависит от используемых технологий и наличия инфраструктуры.
Можно ли выращивать больше на этих площадях? Ответ – 100% можем! За счет агрессивного импорта зарубежных технологий, генетики растений, правильного применения удобрений, СЗР, техники, за счет накопления знаний в агрономии, урожайность культур увеличилась (в частности, кукурузы за 20 лет - в 2 раза). Мы можем расти и дальше, если бы не различные запреты (например, на использование ГМО).
Что можно сделать со стоимостью? Основной причиной низкой стоимости нашего экспорта является преобладание в нем пшеницы. Если больше экспортировать масличных культур, их производных, кормовых основ, животных протеинов, то можно поднять среднюю цену экспорта.
Отвечая на вопрос «есть ли спрос?», тоже можно ответить – есть. В структуре импорта дружественных стран есть место для наших кормовых основ, масел и животных протеинов.
Что же тогда нас ограничивает (кроме политики)? Себестоимость! Пока на рынках мы конкурируем ценой. Очевидным фактором снижения себестоимости являют ГМ-культуры.
Таким образом, есть все перспективы роста экспорта. Если использовать лучшие мировые технологии, то эти перспективы оцениваются в $65-70 млрд к 20230 г.
Базисом решения всех задач должно стать правильное целеполагание. Надо ставить целью обеспечение инвестиционной привлекательности АПК и его приемлемой маржинальности.
«Мы верим в здравый смысл и в то, что будут приняты правильные решения, которые реально выведут наш российский АПК на его достойное место в мире», - сказал в заключение Алексей Клецко.
Светлана Голохвастова