Органическое сельское хозяйство сегодня развивается в 179 странах мира, при этом в 87 государствах уже действуют специальные законы в этой сфере. Основные потребители экологически чистых продуктов живут в США, Японии и странах Евросоюза. Лидерство в этом вопросе принадлежит Австрии — здесь 24% населения потребляет «органику» постоянно. Сегодня Россия занимает менее 1% на мировом рынке органической продукции. Однако в планах Правительства увеличить эту долю в ближайшие несколько лет до 10-15%. Государственной Думой России принят закон об органическом сельском хозяйстве, пока только в первом чтении, но важный шаг сделан.
Разберемся, зачем нужен новый закон и что он может дать обычному потребителю.
По словам разработчиков, документ вводит понятие органической продукции, определяет требования к использованию маркировки, а также предусматривает создание реестра производителей биопродукции.
После принятия закона об органических продуктах такие товары будет легко найти на прилавках — их пометят специальным знаком.
Предполагается, что органические продукты производятся без синтетических минеральных удобрений и пестицидов, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок и антибиотиков. Генетически модифицированные продукты также нельзя будет промаркировать, как органические.
Продукты под маркой «БИО» и сейчас можно найти на полках магазинов премиум класса, но стоят они в разы дороже. И этому есть несколько причин.
«Конечно, если мы говорим о фермерском производстве, - разъясняет ситуацию на рынке биопродуктов директор института органического сельского хозяйства Иван Гараев (на фото), - где речь идет о небольших объемах, которые не позволяют производителю сокращать издержки от поля до прилавка, продукция будет дороже в два, и даже в три раза. Но крупное производство органической продукции может быть дешевле химической! Крупноконтурное органическое сельхозпроизводство высокотехнологично, инновационно и дешевле химического».
Ведь затраты на традиционное сельхозпроизводство и органическое складываются из одних и тех же параметров:
- зарплата работников;
- ГСМ;
-амортизация сельхозтехники;
- средства защиты и удобрения.
Последний пункт и есть самый важный. Что используется в традиционном земледелии – минеральные удобрения и ядохимикаты, которые, за небольшим исключением, импортные. Цена на них за последнее время выросла в разы! При этом использовать их нужно все больше, и больше, чтобы обеспечить урожайность на должном уровне.
Что предлагает институт органического сельского хозяйства – 100% органические удобрения, отечественного производства (вот вам, пожалуйста, импортозамещение в действие), значит явно выигрывающие по цене.
Далее о плюсах органической технологии производства – растение получает максимум питательных веществ, исходя из опытов ученых института – усвояемость за сезон до 95%. Почва очищается от пестицидов, снижается химическая нагрузка на растения, восстанавливается плодородие почвы и увеличивается гумусный слой.
Разберем экологический метод производства в цифрах.
Производство органических яблок в Кабардино-Балкарии:
На химическую обработку поля в 5 гектар требуется от 800 тысяч рублей на сезон;
На биозащиту необходимо 300 тысяч рублей на весь сезон.
Получается экономия – 500 тысяч рублей! Плюс дополнительный доход.
Фермеры из Кабардино-Балкарии поставляли органические яблоки в торговые сети Москвы по 50 рублей за килограмм.
А еще вспомним, что яблоки, выращенные с применением химии, обрабатываются за сезон до 40 раз! И рассказы о том, что все вредные вещества в шкурке и ее надо срезать - бабушкины сказки!
«Но есть еще одна причина, сам потребитель не верит, что экологически чистая продукция может стоить, как химическая, или даже дешевле, - продолжает Иван Гараев, - продавцы иногда поднимают цену на органические продукты, как минимум на 50%, только чтобы потребители доверяли! Раз дорого, значит хорошо!»
Основные покупатели биопродуктов – люди до сорока лет, у которых, как правило, есть ребенок, именно дети стимулируют людей идти по пути правильного питания. Но эта дорога полна стереотипов. Один из которых – биопродукция, априори, дороже той, что выращена с помощью химикатов.
Разработчики нового закона об органическом сельхозпроизводстве полагают, что новые меры позволят не только повысить качество продукции, но и увеличить прибыль аграриев, привлечь инвестиции в отрасль.
По мнению директора института органического сельского хозяйства Ивана Гараева, развитие отрасли должно идти по пути инновационных биотехнологий. Необходим комплексный подход, учитывающий все нюансы экологического сельхозпроизводства, от поля до полки магазина, с внутренними контролирующими стандартами. Ведь этикетка «BIO» не гарантирует на 100%, что вы покупаете экологически чистый продукт, и тем более приставка «фермерский». Проверка органической продукции сложна и для многих лабораторий, выдающих сертификаты соответствия, не доступна. Требуется объединение в саморегулируемую организацию с профессиональной ответственностью перед потребителем за заявленное качество, тогда мы сможем получить на полке «честную» органику.
Мы можем рассмотреть опыт европейских кооперативов производящих органическую продукцию, в которых идет тотальный контроль качества. Фермеры обязаны пройти обучение и ежегодное повышение квалификации, должны работать строго по технологии, принятой в кооперативе, как стандарт, обязаны постоянно консультироваться с профессиональными агрономами-консультантами, которых предоставляет кооператив, чтобы не было нарушений агротехнологии и отклонений от заданного стандарта производства. Они обязаны ежегодно проходить внутренний аудит и инспекцию, независимо от инспекций сертифицирующих органов, а также обязаны страховать свою профессиональную ответственность перед потребителем. И при таком постоянном внимании за производственным циклом и заботе о профессиональном и ответственном подходе каждого фермера, действительно можно получить «честную» органическую продукцию. Такой подход в России в рамках закона реализован в СРО – саморегулирующих организациях, и это один из альтернативных путей развития органики в России, который возможно позволит создать наши органические кооперативы или ассоциации, которые по своему уровню и качеству продукции не будут уступать известным европейским “Demeter” или “Bioland”.
Юлия Макеева.
PR-менеджер института органического сельского хозяйства