Российская система качества (Роскачество) провела уникальное исследование натурального меда. Лабораторные испытания коснулись всех брендов, присутствующих на российском рынке. Однако для сравнения эксперты включили и безымянный образец от пасечника из Дагестана.
Массовая закупка меда прошла в сетевых и специализированных магазинах в ряде российских регионов – в Башкирии, на Алтае, на Дальнем Востоке и в Средней полосе России, в том числе в качестве эксперимента исследования была выбрана отдельная частная пасека в Республике Дагестан.
В ходе исследования было протестировано 70 образцов меда – представителей российских брендов. Экспертами Роскачества был разработан стандарт качества, в соответствии с которым образцы подверглись испытанию на 106 показателей, включая нерегламентированные законодательством антибиотики и пестициды.
Исследования проводились на базе крупнейших российских лабораторий, прошедших специальную аккредитацию, среди которых испытательные центры Роспотребнадзора, Россельхознадзора, а также независимые лаборатории Перми и Московской области.
Несмотря на распространенные потребительские мифы, результаты исследования показали, что из 70 представленных образцов качественной и безопасной продукцией признано 28 наименований, а до повышенных требований к качеству дотянулись еще 11 образцов. Сейчас они претендуют на государственный Знак качества.
Главный потребительский миф о массовом содержании в меде пестицидов не подтвердился, а наоборот, выяснилось, что вся отобранная продукция произведена в экологически чистых районах.
Что же касается конкретного случая в Республике Дагестан, оказалось, что мед, произведенный на частной пасеке, действительно является эталоном полифлорного меда. Заслуженный учитель Республики Дагестан, а по совместительству – пчеловод и владелец данной пасеки, Махмуд Абдулкеримов уверен, разнотравный – полезнее всего. Зреет такой мед дольше, чем чистый продукт с гречихи, липы или кукурузы. Однако по лечебным показателям превосходит моносортные виды.
Конечно, прибыль с домашнего производства мёда едва ли превзойдет обороты промышленного пчеловодства. Но там с пчёлами не церемонятся – засевают огромные поля разными видами растений (гречиха, кукуруза, рапс, липа), и возят по ним трактора с ульями. Таким образом, пчелы тратят мало времени на сбор, щедро заполняют соты сладкой патокой. По мнению Махмуда Абдулкеримова, к настоящему меду человек может прикасаться только тогда, когда фасует по банкам. Все остальное – естественный процесс.
«Мёд, как никакой другой продукт, рождается из любви. Из уважения к природе, из трудолюбия, из невидимого контакта между человеком и пчелой. Именно поэтому его так важно держать подальше от химической промышленности», – уверен дагестанский пчеловод.
Образец с дагестанской частной пасеки исследован экспертами как референтный и признан высококачественным, поскольку не только создан в естественных условиях, но и без искусственных добавок. Кроме того, результаты показали высокое содержание пролина и диастазы – фермента меда, можно сказать, качественных показателей «полезности» продукта. В лаборатории эксперты отметили редкий букет трав, из которых собран образец.