Посевная и уборочная кампании должны многим открыть глаза на проблемы отрасли, считает заместитель руководителя АЦ "ВТО-Информ" Вячеслав Пронин. Об этом он рассказал в преддверии "Российского агротехнического форума", который состоится 3 октября и в котором эксперт сам примет участие.
"Хозяйства, которые ориентировались на использование импортной техники, оказались в крайне затруднительном положении, потому что СВО началась как раз перед посевной, перед полевыми работами. Техника была подготовлена, но именно текущее обслуживание осуществлять было невозможно, запчасти подорожали сразу в пять раз, в зависимости от бренда, и крестьянам было нелегко", – рассказал Пронин.
Сейчас, по словам эксперта, ситуация отчасти стабилизировалась, запчасти появляются оригинальные и по параллельному импорту, но все равно сроки сервиса и его стоимость значительно увеличились. С отечественными машинами ситуация была более сглаженной, хотя по ряду компонентов все равно были проблемы. Среди таких критичных компонентов оказались даже... подшипники.
"Наиболее критические компоненты – это гидравлические элементы, подшипники, двигатели до 100 лошадиных сил, коробки передач. А также, как ни странно, некоторые размеры колес, шины, диски, некоторые виды валов. Когда рынок был завален китайскими дешевыми низкокачественными, но при этом доступными товарами, многие российские заводы позакрывались. А сейчас Китай очень осторожен с экспортом в Россию, потому что боятся вторичных санкций, хотя и началось это еще с ковидом", – объясняет Пронин.
Проблемы с запчастями сильно повлияли на посевную и уборочную кампании, но все равно крестьяне справились. Однако теперь возникла новая проблема: цены на зерно – крестьяне сетуют, что не могут заработать из-за ограничений. Как напоминает Пронин, у крестьян в России две беды: неурожай или большой урожай, а государство в ответ совершает не продуманные шаги, ограничивает экспорт зерна, урезая тем самым доходы.
"В принципе, ситуация была и остается тяжелой, я думаю, многим хозяйствам и собственникам она открыла глаза – зависеть от импорта может быть себе дороже. Теперь они уже 10 раз подумают, прежде чем на 100% парк составлять из импортных машин. Чтобы сделать комплектующие более доступными, нужно развивать собственное производство, других вариантов нет, и пусть это длительно, дорого и иногда кажется, что невозможно, но на самом деле возможно все.
Но на самом деле возможно все, просто нужна здравая государственная, налоговая, экономическая политика, разумная стоимость кредитов, и тогда все эти компоненты появятся на территории России", – уверен Вячеслав Пронин.
Как мы сообщали ранее, в этом году урожай зерна в России может составить 130 млн тонн, включая рекордные за всю историю страны 87 млн тонн пшеницы. Но уже при каждом очередном большом урожае возникает проблема нехватки комбайнов для его уборки и автомобилей для перевозки – обеспеченность техникой у нас на порядок меньше, чем в ЕС, и втрое меньше, чем даже в Белоруссии. А этом году аграрии столкнулись и с нехваткой комплектующих, дорогостоящая импортная техника просто вставала в поле.
Пресс-служба
Фото: архив СХВ