Как ограничения на потребление удобрений могут повлиять на мировые аграрные рынки

Как ограничения на потребление удобрений могут повлиять на мировые аграрные рынки

Результаты обсуждения на круглом столе «Как ограничения на потребление удобрений могут повлиять на мировые аграрные рынки»

21 марта в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) прошел круглый стол «Как ограничения на потребление удобрений могут повлиять на мировые аграрные рынки». Основной темой обсуждения были перспективы снижения норм внесения удобрений и фактическое приравнивание удобрений к пестицидам из-за последних изменений в законодательстве в ЕС и США (Индикатор ООН SDG 2.1.4). Эксперты обсудили, как это повлияет на российских производителей удобрений с одной стороны, и общемировые тенденции по биологизации, использованию комбинированных методов защиты растений, органическому земледелию, с другой стороны.

Обсуждались следующие темы:

  • Тенденции мирового рынка удобрений. Опыт каких стран может быть важен для России. Основные драйверы роста и ограничения рынка.
  • Тенденции использования микробиологических удобрений и комплексных методов защиты растений в мире и России
  • Перспективы введения экологических ограничений и систем ведения «устойчивого» сельского хозяйства в ЕС, согласно Индикатору ООН SDG 2.4.1.
  • Какие последствия могут быть для потребителей в случае приравнивания удобрений к группе пестицидов? Приведет ли это к снижению потребления удобрений в ЕС и негативному восприятию данных продуктов у потребителей?
  • Как принятие закона и технических регламентов по органике повлияет на рынок удобрений?
  • Как может быть изменена система регистрации удобрений в РФ и в мире в связи с введением новых правил и различных торговых ограничений.
  • Какие предложения предполагается вынести на обсуждение на комиссии ООН по статистике?

По результатам обсуждения были сформулированы следующие предложения и тезисы:

  1. Участники дискуссии не видят конкуренции между производителями минеральных и биологических и/или органических удобрений. Компании «Уралхим» и «Фосагро» высказали заинтересованность в разработке и совместном продвижении проектов по созданию биокомбинированных удобрений и технологий их применения.
  1. В повседневной деятельности российских сельскохозяйственных производителей все большее применение находит практика точного земледелия, предполагающая более эффективное, рациональное и снижающее риски ущерба для окружающей среды использование минеральных удобрений.
  1. Профильные специалисты и агрономические службы крупных производителей удобрений ведут большую работу по разработке и внедрению новых технологий минерального и органического питания растений.
  1. Министерством сельского хозяйства РФ проводится значительная работа по совершенствованию нормативной базы в части биотехнологических и органических удобрений, возможности их регистрации и применения. Информация о таких удобрениях размещается в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению в Российской Федерации на официальном сайте министерства (http://www.mcx.ru).
  1. Большинство сельскохозяйственных организаций Российской Федерации, по основным характеристикам своей производственной деятельности, относятся к «зеленой» или «желтой» зоне по устойчивости агропроизводства, согласно классификации ФАО (Индикатор 2.4.1) [1].
  1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (статья 15 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ) раз в пять лет проводится агрохимическое обследование земель, результаты которого используются в практике сельскохозяйственных организаций при планировании производства продукции растениеводства. Предлагается проинформировать ФАО ООН об указанных законодательных нормах в РФ.
  1. В Российской Федерации ведется мониторинг состояния почвенного покрова и характера сельскохозяйственного использования земель, предполагающий санкции для сельскохозяйственных организаций, несоблюдающих требования по сохранению почвенного плодородия.
  1. Участники дискуссии выразили озабоченность, что наряду с внедрением экологически оправданных нормативов ООН в отношении повышения устойчивости агропроизводства (ФАО ООН), во многих странах мира используются меры нетарифного регулирования и ограничения доступа экспортеров к рынкам минеральных органических удобрений.
  1. Несмотря на пока незначительные объемы российского рынка микробиологических удобрений и средств защиты растений (около 3% от общего объема), данный рынок показывает положительную динамику; есть примеры успешного продвижения продуктов на международные рынки российскими производителями.
  1. Участники обратили внимание на важность поднятых тем в рамках круглого стола и необходимости продолжения взаимодействия «Росстата», Министерства сельского хозяйства РФ, профильных компаний производителей удобрений и отраслевых ассоциаций для выработки более глубоко обоснованной позиции по рассмотренным вопросам.

[1] В сентябре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Повестку дня в области развития на период до 2030 года и соответствующие 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). Ответственность за разработку показателей (индикаторов) возложена на Статистическую Комиссию (СК ООН), которая учредила экспертную группу по показателям ЦУР (IAEG-SDG), в которую входят 28 стран-членов. Международная система официальной статистики ведется СК ООН и странами-членами, а практические изменения и международная отчетность по всеобъемлющему набору тем ЦУР координируется через ряд международных агентств. Эти агентства, в том числе ОЭСР, ВОЗ, ФАО, МВФ, Всемирный банк, МОТ, разработали статистические и экспертные системы оценки и детали по практической реализации инициатив в области устойчивого сельского хозяйства.  

В части применения удобрений Индикатор 2.4.1 предусматривает, что сельское хозяйство может затронуть качество окружающей среды посредством чрезмерного использования или несоответствующего применения удобрений. Стабильное сельское хозяйство подразумевает, что уровень химикатов в почве и водных объектах остается в приделах допустимых значений.  Комплексная система управления питанием растений предусматривает использование всех источников питательных веществ (минеральных и органических) и их внесения с целью достижения необходимого баланса. Мониторинг почвы и качества воды позволяет оценить степень и причины загрязнения, но создание данных систем достаточно дорого и не всегда выполняется всеми странами участниками. Предложенный подход основан на опросах фермеров о том, как они используют удобрения, в особенности минеральные или синтетические. Их осведомленности об экологических рисках, связанных с использованием удобрений и навоза, правильного баланса питательных веществ для растений. По результатам оценки выделяются следующие три уровня оценки устойчивости фермы в отношении рисков загрязнения удобрениями:

  • Зеленый (желательный): ферма не использует удобрений или использует удобрения и принимает конкретные меры, чтобы снизить экологические риски (как минимум, 4 меры в соответствии со списком рисков в индексе 2.4.1)
  • Желтый (приемлемый): ферма использует удобрения и принимает по крайней мере две меры из списка, чтобы снизить экологические риски
  • Красный (нестабильный): фермер использует удобрения и не принимает ни одной конкретной меры, чтобы снизить экологические риски.

Институт аграрных исследований НИЦ ВШЭ