Легендарный сельхозмашиностроитель отмечает 100-летний юбилей

Легендарный сельхозмашиностроитель отмечает 100-летний юбилей

Александр ЕЖЕВСКИЙ: Желаю всем пережить мой возраст и сделать больше

 

Легендарный сельхозмашиностроитель отмечает 100-летний юбилей

 

Он родился 03 ноября 1015 года в семье рабочего в городе  Тулун Иркутской губернии. Его имя – в списке первого выпуска Иркутского сельхозинститута, нынешнего аграрного университета, носящего его имя. Его профессиональный стаж – 85 лет. Среди записей в трудовой книжке – токарь, лаборант и преподаватель вуза, начальник ремонтных мастерских, главный инженер, директор Иркутского авторемонтного и автосборочного, Алтайского тракторного заводов, «Ростсельмаша»,  руководитель «Союзсельхозтехники» Совмина СССР, председатель Госкомитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства…

 

С 1980-го по 1988 год он возглавлял Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Сейчас – не почетно-формальный, а активно действующий главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Россельхозакадемии.

 

Речь идет о заслуженном машиностроителе Российской Федерации, Герое Социалистического Труда Александре Александровиче ЕЖЕВСКОМ.

 

С ним встретился шеф-редактор журнала «Агромаш».

 

 

Формула «Пять Д»

 

- Александр Александрович, судя по Вашей энергичности, мобильности, походке, внешнему виду, по Вашим глубоко аналитичным, порой критичным, но настраивающим на созидание выступлениям на деловых мероприятиях, трудно поверить, что Вам – 100 лет. В чем секрет долголетия, бодрости? Не просто так ведь называют Вас легендой отечественного сельхозмашиностроения…

 

- Да бросьте, какая я «легенда»! Просто работал, работаю и еще хочу заниматься делом, которое мне приносит удовлетворение. Иначе, если не любить свое дело, не уважать коллег по машиностроению и сельскому хозяйству, были бы сплошные разочарования. И рад, что в развитии многих предприятий машиностроения, создании и производстве разных моделей сельхозтехники есть и мой скромный, но отнюдь не легендарный вклад.

 

- В таком почтенном возрасте Вы по делам часто бываете в российских регионах, даже на зарубежных форумах аграриев. Например,  не столь давно съездили на выставки сельхозтехники  в Париж и Германию. А уже через три дня после своего векового юбилея, 7 ноября,  выезжаете в Германию на международный салон в Ганновере «Агритехника-2015». И все-таки, где берете столько сил, как сохраняете бодрость тела и души?

 

 - Мне часто приходится выступать не только перед аграриями, но и студентами, депутатами. А еще я -член консультационных советов при министерствах сельского хозяйства,  промышленности и торговли России. Сидеть дома – значит отстать от жизни. Вместе с коллегами стремлюсь вникать в новейшие достижения и открытия в  сельхозпроизводстве, чтобы содействовать  их применению в российском АПК.

 

Но больше люблю бывать в наших регионах. Недавно посетил XVII Российскую агропромышленную ярмарку «Золотая осень-2015». Какие полезные встречи! Например, достаточно подробно ознакомился со стендом «Агромашхолдинга», где была представлена отечественная техника АГРОМАШ. Обстоятельные беседы с руководителями и специалистами компании позволили вникнуть в некоторые вопросы, тормозящие увеличение производства тракторов и комбайнов в Концерне «Тракторные заводы». И руководству «Агромашхолдинга» я предложил провести на одном из заводов концерна выездное совещание экспертно-консультативного совета  Минсельхоза России, чтобы детально изучить тему на месте и  предложить органам власти проекты взвешенных  государственных решений.

 

Вот вы спрашиваете, как сохраняю бодрость. Многие журналисты задают мне такой вопрос. Обычно как бы в шутку отвечаю, дескать, живу по формуле  «Пять Д».

 

- Что она означает?

 

- Движение. Дыхание. Диета. Добро. Ну и девушки.

 

- Есть расхожая шутка, мол, министр, как и царь, пешком должен ходить только в одно место. А Вы, говорят, еще будучи союзным министром тракторного и сельхозмашиностроения СССР на службу ходили пешком…

 

- Да, был у меня коллега и друг Поляков Виктор Николаевич – Министерство автомобильного машиностроения Советского Союза возглавлял. Работали мы с ним в одном здании и жили в одном подъезде. И каждое утро пешком направлялись на работу, одолевали шесть километров. Вот вам и движение.

 

- Еще в Вашей формуле значится «диета»…

 

- Тут мой принцип – «Два С». Я решительно согласен с рекомендациями специалистов об ограничении употребления соли и сахара.

 

- А девушки, простите, при чем?

 

- Быть здоровым, сполна отдаваться работе можно только тогда, когда в семье комфорт и счастье. Уют дома создает жена, к которой отношение должно быть как в юности, когда впервые влюбляешься в девушку.

 

Без трактора не вспашешь

 

- Александр Александрович, теперь, что называется, от личного перейдем к делу. Вы сказали, что недавно побывали на выставке «Золотая осень». Как она отражает состояние дел в российском АПК и какие задачи ставит перед страной?

 

- Наша выставка «Золотая осень» состоялась в период, когда в стране подняты на всю высоту вопросы решения продовольственной безопасности. В своем обращении к Федеральному Собранию наш Президент Владимир Путин нацелил нас на то, чтобы за 4-5 лет полностью решить вопрос обеспечения страны продовольствием. Причем, страна должна не только себя обеспечивать продуктами питания, но и работать на экспорт. Значит, необходимо значительно увеличить производство сельхозпродукции.

 

Например, сегодня собираем 100 млн. тонн зерна. Но задача  стоит возделывать минимум по тонне на каждого жителя страны - 140 миллионов тонн. Производство мяса  требуется увеличить до 11-12 млн.¸ молока – до 54 млн. тонн.

 

 А как этого добиться без поднятия продуктивности полей и ферм? У нас  производительность труда в 6-9 раз ниже, чем в высокоразвитых странах. Мы затрачиваем материально-технические ресурсы на единицу сельхозпродукции в структуре себестоимости в 1,5-2,5 раза больше, чем лучшие хозяйства страны и передовые зарубежные страны.

 

 - И какие пути наращивания производства Вы предлагаете?

 

-  Нужна высокая  машино-технологическая обеспеченность. Сельхозтехника на 50 проц. определяет успех аграрного производства. Необходимо увеличить ее выпуск  в 2-3 раза. Рост должен происходить не просто количественный, но и качественный – нужны машины и оборудование высокопроизводительные, которые обеспечивают ресурсосбережение, гарантируют другие преимущества.

 

В частности, на «Золотой осени» компания «Агромашхолдинг» представила целую серию машин: различные колесные и гусеничные тракторы от 30 до 340 л.с., зерноуборочный комбайн и даже дождевальную машину.  Это достойный вклад Концерна «Тракторные заводы»  в техническое перевооружение сельского хозяйства. Речь идет о том, чтобы наращивать производство этих современных машин и устранить препятствия, чтобы сельхозмашины АГРОМАШ могли активно пополнять парк техники агропредприятий, фермеров страны.

 

Важно повышать энергонасыщенность села. Сейчас на гектар имеем полторы лошадиные силы, А надо, как минимум, в два раза больше.

 

- Вы говорите о таких масштабных задачах, которые пока вряд ли по плечу аграрному комплексу и сельхозмашиностроению.

 

- Без государственной поддержки  не стоит  рассчитывать на изменение ситуации. Дело в том, что сегодня аграрии испытывают серьезные финансовые трудности. Достаточно сказать, что кредиторская задолженность сельхозпроизводителей превышает  2 триллиона рублей! 

 

Поэтому было принято постановление Правительства России № 1432, которое дает возможность снизить стоимость техники на 25 проц., а для регионов Сибири и Дальнего Востока – на 30 процентов. Это большое подспорье. На будущий год субсидий по этому постановлению надо иметь в объеме не менее 8 млрд. рублей. В этом я убедился еще раз, посетив выставку сельхозтехники на «Золотой ниве», обсуждая тему на стенде «Агромашхолдинга»  с потенциальными покупателями отечественных сельхозмашин АГРОМАШ.

 

Из-за того, что не выполняем агротехнические работы в оптимальные сроки, мы теряем ежегодно 15-20 млн. тонн зерна, не менее одного миллиона тонн мяса, 7 млн. тонн молока. Лет 20-30 тому назад зерновые культуры в стране убирали за неделю-другую. А сейчас жатва длится порой до трех месяцев! Потому тоже ежегодные потери нашего сельского хозяйства составляют свыше 500 млрд. рублей.

 

 А мы просим всего-то 8 миллиардов рублей. Думаю, что и Госдума, и Правительство осознают всю важность проблемы и найдут возможность выделить достаточно средств для эффективного продолжения действия упомянутого постановления № 1432.

 

Требуется  дальнейшее развитие и лизинговых операций. Надо рассмотреть  также вопрос снижения кредитных ставок. У наших товаропроизводителей, сельхозмашиностроителей не хватает оборотных средств. Надо бы снизить и налоговую нагрузку. То есть, следует развязать ряд финансово-экономических узлов.

 

Чебоксарский тракторный – это не только завод

 

- Александр Александрович, вероятно, в день 100-летия со дня рождения вы получите не только множество поздравлений, но и удостоитесь государственных и общественных наград. Уже известно, что, например, Глава Чувашии подписал указ о награждении Вас орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой». В Чебоксарах Вас помнят с добром и благодарностью за неоценимый вклад в становление ведущего предприятия – завода промышленных тракторов.

 

 

- Когда меня утверждали министром тракторного и сельхозмашиностроения Советского Союза,  на заседании Политбюро ЦК КПСС, генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев и Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин поставили ответственные задачи. Они  сказали, что я связан прежде всего с сельским хозяйством, Однако, подчеркнули они, стране нужны и промышленные тракторы, и трубоукладчики. Тогда как раз интенсивно росли объемы поставок в Европу углеводородов, необходимо было газопроводы и нефтепроводы прокладывать.

 

Руководители Советского Союза поставили передо мной, как они выразились, «боевую задачу»: начинать каждый месяц с Чебоксарского завода промышленных тракторов. «Занимайтесь, товарищ Ежевский, - было сказано на заседании политбюро, - доведите трактор Т-330 до кондиции». Надо сказать, этот трактор имел много дефектов, недоработок.

 

Каждый месяц, а то и чаще приезжал в Чебоксары, на тракторный завод,  который одновременно строился, развивался и осваивал выпуск модели-первенца – машину Т-330. Директором предприятия тогда был Пилярский Георгий Марьянович, главным инженером – Скребцов Анатолий Михайлович, строил завод Болотин Григорий Моисеевич. Мы вместе, с участием ключевых подрядчиков и субподрядчиков,  членов Совета Министров Чувашии, что называется, на марше,  находили пути выхода из непростых ситуаций, советуясь со специалистами, принимали взвешенные, оперативные, порой жесткие решения.

 

Видимо, я вправе считать, что мне тоже посчастливилось вложить небольшой, мизерный вклад в становление и развитие Чебоксарского завода промышленных тракторов, который сегодня называется ОАО «Промтрактор».

 

- Сегодня это предприятие производит не только гамму промышленных машин, но и сельхозтехнику…  

 

- Да, я очень рад этому. Год с лишним  назад я был в Чебоксарах и как бы заново знакомился с заводом, новинками сельхозмашин. И вот теперь, на «Золотой осени», приятно было видеть гусеничный трактор АГРОМАШ-Руслан и зерноуборочный комбайн АГРОМАШ 4000, изготовленные на площадях «Промтрактора». На выставке были представлены также модификации колесного трактора АГРОМАШ 85ТК, для которых трансмиссию, передний мост и кабину, то есть, основные комплектующие, производятся на «Промтракторе».

 

И мне отчетливо вспомнились 80-е годы прошлого столетия, когда некоторые предлагали  выпускать в Чебоксарах сельхозтракторы. Мы соглашались с идеей. Но тогда задачи стояли несколько иные – сперва надо было освоить производство надежных промышленных тракторов.  Порой и мне приходилось садиться рядом с конструкторами,  и вместе мы разбирали варианты, как «довести до ума» Т-330, думали над устранением тех или иных недочетов. И тогда у нас родилась идея  вместо модели Т-330 с воздушным охлаждением создать серию тракторов 25-й, 35-й и других моделей с классической компоновкой. Поехали в Японию, где ознакомились  с производством аналогичных машин в фирме COMATSU. Потом съездили в Италию для изучения технологического оборудования.

 

- Александр Александрович, для чебоксарцев «Промтрактор» - это не только сам завод, но и огромные жилые районы, к возведению которых, говорят, Вы имели непосредственное отношение.

 

- Ну, моя роль тут не столь значительная, как вы говорите. Надо сказать, руководство страны поддерживало нас в вопросах строительства завода в Чебоксарах и освоения выпуска там тяжелых промтракторов. Когда я приезжал в Чебоксары,  первый секретарь обкома партии Прокопьев Илья Павлович всегда говорил о важности строек не только промышленного направления. 

 

  Как правило, по возвращению из Чувашии в Москву я шел к председателю Госплана СССР Байбакову Николаю Константиновичу. Докладывал, что необходимо строить не только сам завод, но и жилые дома, детсады, школы, больницу, другие объекты соцкультбыта. Байбаков тут же звонил Председателю Совмина страны Косыгину и просил выделить капитальные вложения. Алексей Николаевич, как правило, не отказывал.

 

Да и само предприятие в Чебоксарах считалось действительно лучшим технически оснащенным тракторным заводом Советского Союза. Оно было новым, с современной технологией. Ведь в Волгограде и Харькове тракторные заводы строились в 30-е годы, в Барнауле – в период войны. Кстати, многие из них теперь входят в структуру Концерна «Тракторные заводы», имею в виду предприятия в Волгограде и Владимире, Барнауле и Петрозаводске, Липецке и другие. Вот мы сегодня говорим как о современной технологии о лазере, плазме. А мы уже тогда, в 80-х годах прошлого века, в Чебоксарах внедрили лазерный, плазменный раскрой, отливали высокопрочный чугун.

 

За счет строительства завода промтракторов с его 20-тысячным коллективом Чебоксары преобразились. И вся Чувашия получила мощный импульс развития. Очень важно, что в республике появился совершенно нового уровня класс конструкторских, инженерных, технических, рабочих кадров, способный производить также разнообразную технику для села.

 

- И что бы Вы пожелали всем аграриям, машиностроителям?

 

 

- Прежде всего, хочу поздравить коллективы «Промтрактора», Чебоксарского агрегатного завода и других предприятий, причастных к созданию в Чувашии  трактора. Ведь 30 ноября Концерн «Тракторные заводы» вместе со своими партнерами отметил 40-летие со дня сборки первого опытного советского  промышленного трактора. Укрепляйте традиции, не сдавайтесь перед трудностями!

 

Ну а как юбиляр, желаю аграриям, сельхозмашиностроителям, всем-всем  пережить мой возраст и сделать больше, чем удалось мне! 

 

                                                                        Вел беседу Африкан СОЛОВЬЕВ.