Молочные интервенции: "за" или "против"?

Молочные интервенции: "за" или "против"?

На минувшей неделе Минсельхоз подтвердил намерение провести точечные молочные интервенции в 9-ти регионах России с наиболее выраженной сезонностью колебания закупочных цен на молоко-сырье. Государство планирует скупать сырье в весенне-летний сезон «большого молока», когда цены на него существенно падают, и продавать зимой, когда сырье дорожает из-за снижения надоев на фермах старого образца, коих в России пока большинство.

 

Мнения экспертов по инициативе разделились. Одни считают, что этот механизм позволит сократить сезонный дисбаланс спроса и предложения на молочном рынке, поддержит наиболее уязвимых в этом плане производителей и подстегнет потребительский спрос. Другие либо сомневаются в эффективности интервенций, либо считают это предприятие откровенным разбазариванием и без того дефицитных бюджетных средств.

 

«Проблема сезонности – это, прежде всего, вопрос грамотного менеджмента, технологических решений, – уверен лидер Молочного союза России, член думского аграрного комитета Аркадий Пономарев. – Просто этим нужно заниматься, кропотливо менять устарелый уклад производства. Понятно, что это небыстрый процесс, а выжить отечественным производителям нужно сегодня. Почему бы в качестве альтернативы не перенаправить сезонные излишки на социальные программы? Ведь наша основная цель – не консервирование на подходящий случай, а стимулирование потребительского спроса. Именно стабильный спрос сохранит устойчивость и производства, и переработки, и торговли. Сохранит уровень потребления и увеличит налоговые поступления в бюджет. Как варианты таких программ – продуктовые карты или закупки для бюджетных нужд. Те же самые интервенции, но уже с гарантией на результат».

 

Кроме того, при нынешнем курсе доллара самое время активизироваться на внешнеторговой арене, считает эксперт. «Государства развитых агродержав самым настойчивым образом продвигают свои компании на глобальный рынок, чего не скажешь о российской стороне, – досадует Аркадий Пономарев. – Как ни парадоксально, но в России больше заметна поддержка партнеров извне, нежели наоборот. И вместо того, чтобы утешаться скорой отменой экспортных агро-субсидий в странах ВТО, которые нам так и не удалось при вхождении отстоять, давайте думать, как обеспечить российским компаниям конкурентные преимущества, как помочь их выходу на внешний товарообмен. А для это нужно стимулировать высокоэффективное производство, внедрение новаций… Самое главное здесь – мыслить на перспективу и использовать весь политический арсенал для лоббирования интересов российских компаний. Пора активизировать усилия по расширению нашей доли на зарубежных рынках».