На фоне ухудшающейся ситуации на продовольственном рынке торговые сети демонстрируют бурный рост

 На фоне ухудшающейся ситуации на продовольственном рынке торговые сети демонстрируют бурный рост

31 марта в Совете Федерации прошли парламентские слушания по практике применения принятых летом 2016 года поправок в Закон о торговле.

Изменения должны были устранить дисбаланс интересов на продовольственном рынке, когда одно звено развивается за счёт другого. Призваны помочь местным поставщикам и производителям противостоять давлению со стороны торговых сетей, снизить их издержки.

Однако, по мнению одного из инициаторов поправок, депутат ГД, члена думского аграрного комитета Аркадия Пономарева, введенные ограничения для торговых сетей не работают. Это видно по складывающейся на продовольственном рынке ситуации.

– Торговые сети демонстрируют бурный рост, количество сетевых магазинов за пять лет выросло в два с половиной раза. За счет чего на фоне общей стагнации сетям удается выдерживать такой тренд? Ведь доходы населения сокращаются, падает спрос, товарооборот соответственно ушёл в минус, – задается вопросом Аркадий Пономарев.

Особое внимание он просит обратить на рост крупных федеральных торговых сетей.

– Под ними уже – треть продуктового рынка, в денежном выражении это 3,7 трлн руб. Учитывая, что темпы прироста примерно 20% в год, а объем всего рынка продовольствия 13,7 трлн руб., то монополистическая тенденция налицо, – считает эксперт.

На его взгляд, эта тенденция носит выраженные социально-экономические последствия. Их можно отчетливо проследить по состоянию любой продовольственной ниши и потреблению.

– Возьмем, к примеру, второй по значимости после зерна молочный сегмент, – предлагает Аркадий Пономарев. – С 90-х годов потребление здесь снизилось более, чем на 40%. Население потребляет 230–240 кг молока и молочных продуктов в год при физиологической норме 360 кг в год. То есть уже возникает вопрос о продовольственной безопасности, здоровье будущих поколений, социальному благополучию и т.п. Помимо этого, сам по себе молочный сегмент – наипроблемнейший из всех остальных в АПК.

Между ними посредник – торговая сеть, схематично объясняет цепочку «поле-магазин-население» Аркадий Пономарев.

– Давить на потребителя торговой наценкой до бесконечности сеть не может. Цена продовольствия в рознице и без того – всегда на пределе возможного для большинства людей. За счет кого удерживать привычную сетевую маржу? Остается АПК-сектор, что безнаказанно и практикует ритейл, – возмущен депутат.

Доля сетей – товаропроводящего канала – в конечной цене продукта доходит до 40-45%, говорит Аркадий Пономарев. Они перетягивают в свой «карман» выделяемые на укрепление АПК дотации. С той лишь разницей, что раньше это были бонусы, теперь скидки, штрафы и посредники в виде связанных с сетью юридических лиц, объясняет он.

На основании среднего размера сборов сетей, их доли рынка и объеме проданной молочной продукции депутат предлагает сделать расчёт. Сумма только по одному молочному сектору АПК составляет ориентировочно 252 млрд рублей. При этом бюджет всего АПК на 2016 год составил 215 млрд рублей, показывает соотношение сумм депутат.

Кроме того, доминирование крупных сетей меняет структуру и на самом рынке розницы, дополняет эксперт. Федеральные игроки увеличивают долю рынка за счет снижения в кризис динамики роста более мелких сетей. Им на руку сворачивание доли остальной розницы – обычных магазинов, рынков, ярмарок. Разворачивающуюся монополизацию на продовольственном рынке необходимо остановит, акцентирует Аркадий Пономарев.

Депутат предлагает долю торговой сети на рынке, при превышении которой она будет считаться монополистом, уменьшить с 25% до 10%. При чем эту долю определять как территориально, так и по количеству площадей.

Также в рамках антимонопольного законодательства он предлагает ограничить наценку на продовольствие.

– Те сети, чья доля больше десяти процентов на рынке, обязать продавать продовольствие по фиксированной наценке. Тогда развиваться смогут не только крупные, но и все прочие игроки. Самое главное, цены в рознице для потребителя станут демократичнее. Снизится и давление на производственно-перерабатывающий сектор, – резюмирует депутат.

Помощник депутата ГД от Воронежской области А.Н.Пономарева – Анастасия Дементьева

Возможно, вам это будет интересно:

"Органическое сельское хозяйство - новые возможности", 2021 год

В сборнике рассмотрены вопросы истории развития органического сельского хозяйства, российского и международного рынков органической продукции, нормативно-правовой базы, системы маркировок и сертификации, единый государственный знак органической продукции, этапы перехода на органическое сельское хозяйство, основные требования к производителям, полный цикл агротехнологий производства, включая подготовку почвы, выбор сортов, гибридов, пород животных, системы механических обработок и подбор сельхозтехники, систем удобрения и защиты растений, сбора, хранения урожая  и другие вопросы

Краткий обзор. Положение дел в области Продовольствия и сельского хозяйства - 2020 (Решение проблем с водой в сельском хозяйстве)

Краткий обзор. Положение дел в области Продовольствия и сельского хозяйства - 2020 (Решение проблем с водой в сельском хозяйстве)

В докладе СОФА-2020 представлены новые оценки масштабов дефицита воды для агросектора, а также данные о населении, затронутом этими проблемами. На их основании в докладе сформулированы рекомендации по определению первоочередных мер в области политики и мероприятий, позволяющих справиться с проблемой нехватки водных ресурсов в сельском хозяйстве и обеспечить эффективный, устойчивый и справедливый доступ к воде.

Аграрное и деловое сообщество просит Правительство не повышать утильсбор на сельхозтехнику в 2021 году

Аграрное и деловое сообщество просит Правительство не повышать утильсбор на сельхозтехнику в 2021 году

Главные пожелания – воздержаться от внезапного повышения коэффициентов утильсбора в 2021 году и провести на независимой площадке открытое публичное обсуждение сроков повышения и размеров ставок утилизационного сбора с привлечением всех участников рынка и экспертного сообщества.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.