Неформальная встреча российских экспертов рынка органики

Неформальная встреча российских экспертов рынка органики

 

На этой неделе в «Азбуке Вкуса» прошла неформальная встреча-дискуссия экспертов рынка органики. Участники встречи  поделились своими мнениями о законопроекте об органическом производстве, проходящем слушания в Госдуме, и перспективах работы российской органической сферы в будущем.

На встрече, которая прошла в помещении  «Энотеки «Азбуки вкуса»», участвовали производители органической продукции и представители ритейла: Олег Мироненко, исполнительный директор Национального Органического Союза  (НОС), Анатолий Накаряков, исполнительный директор ООО «Савинская Нива»,  Павел Абрамов, генеральный директор компании ООО «Черный хлеб», Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера»,  Елена Воронцова, руководитель направления фермерских продуктов сети «Азбука Вкуса», Максим Огладков, генеральный директор ООО «Углече Поле. Органик Маркет», Андрей Лысенков, генеральный директор ООО «Органик-Маркет».

Олег Мироненко, исполнительный директор  Национального Органического Союза, напомнил, что подобная неформальная встреча без галстуков представителей сектора органического производства произошла впервые несколько лет назад, когда еще не было даже ГОСТов в сфере органики. Сейчас встреча экспертов этой отрасли, производителей и ритейлеров, прошла уже на ином фоне: в Госдуме предстоит скорое обсуждение законопроекта об органическом производстве во втором чтении, а в России уже более 80 сертифицированных производителей органики.

Участники встречи обсудили возможности деятельности органических производств после принятия в России закона об органическом производстве. Как заметил Павел Абрамов, генеральный директор компании ООО «Черный хлеб», если на фоне принятого закона будут происходить фальсификации, у реальных производителей органики могут возникнуть сложности: «Потребитель должен понимать, и хочет понимать, за что он переплачивает. Если появятся ложные сертификаторы,  - которые появляются уже сейчас, - и начнут выдавать всем подряд нашу «русскую березку» - российский логотип принадлежности к органической продукции (по аналогии с зарубежным «зеленым листком»), а каждый производитель будет считать это маркетинговым преимуществом, знак, конечно , будет дискредитирован. Наверняка, у зарубежных стран есть такой опыт».

Председатель совета директоров глуппы компаний «Аривера» Илья Калеткин обеспокоен и другим важным вопросом: «Многие российские производители органики сертифицировались на основании закона Евросоюза. У нас и у других производителей такой сертификат есть, и мы можем с гордостью ставить зеленый листок на свою упаковку. Но отсутствие закона позволяло любому производителю называть свой товар органическим вне зависимости от того, является ли он на самом деле таковым. Сейчас задачей является защитить органических производителей от тех, кто необоснованно ставят на своей упаковке значки органика, био, эко. И возможно, с вступлением в силу российского закона об органике нас заставят войти в стадию конверсии, то есть скажут: ваша продукция, которая является органической по европейскому закону, не является таковой по нашему российскому законодательству. Такие риски 50 на 50». Глава компании «Аривера» также считает опасной ситуацию, при которой в нынешнем законопроекте защищается только слово «органика», а слова «био» и «эко» не защищаются. В Европе, напомнил эксперт, защищены все три слова и равны между собой. «У нас появляется опасность, что на упаковке можно будет писать эко и био.  Это ставит нас в стороне от мировой тенденции».

«Европейский закон об органике распространяется на 28 стран, и его понятия эквивалентны на все страны. Но в то же время в нем указывается, что за каждой страной закрепляется свое название, - заметил, со своей стороны, Олег Мироненко. - А если взять закон США, то там есть только один термин  - «органический» товар.  Сейчас, чтобы не вводить потребителя в заблуждение и не путать его, решили сначала все отработать знакомство с органической продукцией на одном термине. И все западные страны шли по такому же пути. Нужно, чтобы в сознании потребителя закрепилось, что же такое органический продукт. А потом мы  отработаем закрепление и других терминов – эко и био.  Доверие к потребителя к органике мы не сформируем раньше, чем через 3-5 лет. Уже потом мы сможем признать взаимоэквивалентными названиями «органика», «эко» и «био», которые признаются зарубежными производителями. Тогда система выстроится».

Сейчас в России 84 производителя имеют сертификаты об органическом производстве. Из них 60 с лишним компаний имеют европейские сертификаты, у остальных сертификаты частные или российские. Конечно, важно, чтобы они не ушли в ноль и не попали в конверсионный период, согласился Олег Мироненко.

В целом участники встречи сошлись в мысли, что нужно обкатать закон, а потом уже можно будет вносить какие-то более конкретные требования и изменения.

Однако чтобы у потребителя возникло доверие к органической продукции, нужно еще и знание:  покупатель должен разбираться в этих товарах. Для этого нужно элементарное – чтобы органическая продукция была представления в магазинах. Проблема наполнения полок магазинов органической продукцией – волнующая тема для органических производителей. Готов ли ритейл к тому, чтобы активно представлять органический товар в своих магазинах? Из всех сетей именно «Азбука вкуса» демонстрирует методический подход к представлению органической продукции на своей полки, отмечает Олег Мироненко. Но готова ли эта сеть сейчас создать у себя такую отдельную полку?

Елена Воронцова, руководитель направления фермерских продуктов сети «Азбука Вкуса», заметила, что когда рынок дойдет до ситуации, когда будет много предложений от производителей, это будет возможно. Ведь полку нужно чем-то наполнять, и пустовать она не должна. Пока такого наполнения нет.  Эксперт заметила, что отечественных производителей пока недостаточно для формирования полки. Значит, пока можно привлекать европейских сертифицированных производителей, а потом постепенно замещать их российскими.

Андрей Лысенков, генеральный директор ООО «Органик-Маркет»,  предлагает вариант представления органики в сетях за счет создания СТМ – собственной торговой марки. Елена Воронцова подтвердила, что это один из возможных путей, и такой опыт имеется - это хорошо работает с точки зрения повышения доверия потребителей к товару, отклик хороший. И это отражается на продажах. Андрей Лысенков рассказал, что на Западе практикуется групповая сертификация – когда под одним брендом – СТМ – объединяется несколько поставщиков сырья, а уже переработчик вырабатывает сертификацию, проводит аудиты. У «Азбуки вкуса» есть такие перспективы. Но, заметила Елена Воронцова, любой производитель заинтересован в долгосрочной перспективе и продвижении своего бренда. И действительно, Павел Абрамов, например, отметил, что не готов соглашаться на создание сетевой СТМ: «Мы считаем, что у любого производителя самое дорогое – это стоимость его торговой марки. Под СТМ можно получить больший оборот сейчас, но проиграть в перспективе. Сейчас мы рассматриваем варианты кобрендинга, хотим посмотреть, как они заработают, - когда на нашу упаковку будет нанесена еще одна торговая марка». Однако СТМ подразумевает присутствие одного бренда, и упаковка создается в едином стиле, напомнила Елена Воронцова, поэтому кобрендинг тут не сработает.

Участники дискуссии заметили, что у органической полки должен стоять представитель бренда, который мог бы объяснить покупателю, в чем отличие органической продукции, как определить органический товар и так далее, - то есть сами производители тоже должны поддержать просветительскую миссию. «Пока не будет живого общения, потребитель не сможет задать вопросы, которые его действительно волнуют»,  - считает генеральный директор ООО «Углече Поле. Органик Маркет» Максим Огладков. Елена Воронцова напомнила, что также промодегустации являются фактически просветительским мероприятием, они знакомят потребителя с органическим товаром, повышают их знания и повышают доверие к органической продукции.

У участников встречи возникло предложение, что, кроме повышающего доверие потребителя фактора в виде некоего логотипа или изображения на упаковке органического товара, можно было бы использовать QR- коды, а информацию обо всех производителях можно было бы разместить, допустим, на ресурсе Минсельхоза. Нужен некий сайт с наполнением, реестр, где бы  говорилось, что эти производители – проверенные.

Такие намерения уже есть. Кстати, за рубежом, напомнил Олег Мироненко, каждый сертификатор ведет свой независимый реестр. Это не всегда удобно. А российский реестр будет объединять всех производителей. «Российские сертификаторы будут иметь право быть операторами этих информационных данных.  QR- код будет на упаковке. Если компания-производитель лишилась сертификата, сертификатор выведет ее из базы данных. То есть сама компания не будет иметь возможности самостоятельно управлять этой информацией – все данные будет иметь право вводить только сертификатор».

Как замечает исполнительный директор НОС, доверие потребителя может вызвать только такая ситуация, когда продукт можно проследить от поля до прилавка: «Мы пока в начале пути. Нет взаимодействия между рядом сидящими структурами, нет единой цели получения хорошего конечного продукта».

А какую роль может сыграть государство в поддержке органических производителей и развитии этого сектора сельского хозяйства? Полезно ли было бы производителям органики получать господдержку? На этот счет мнения разошлись. «Если мы начнем сейчас поддерживать органических производителей, то каждый захочет им стать», - опасается Илья Калеткин.  

Другие участники дискуссии считают, что органикам нужна поддержка с какого-то периода. «Мы пользуемся поддержкой как обычный сельхозпроизводитель, не как органик, это суммы 300-400 рублей за гектар, есть также поддержка Комитета по предпринимательству, - рассказал Павел Абрамов.  - Возможность кредитования с субсидиями нужно ловить. И действительно, есть опасение, что если будет поддержка органиков, то все захотят ими быть. Видимо, нужно пережить период становления российского органического рынка. Мы бы от поддержки не отказались. Но просто если за счет раздачи поддержки на полках магазинов появится масса фейка, это будет плохо» .

«В основном наши органические производители производят зерно. Но нужно же еще мясо, птица, молочное продукция. Этого не так много. Животноводство и селекция в России убито, - говорит  Анатолий Накаряков, исполнительный директор ООО «Савинская Нива». -  И в этом году государственной поддержки нет, племенной скот не завозится, возможна только покупка скота внутри страны. В овощеводстве тоже одни гибриды, российских селекционных центров нет. А иностранные семена нельзя завезти, потому что они не внесены в Росреестр. Было бы правильно поддержать местных селекционеров скота, овощей и так далее».

Как заметил Олег Мироненко, сектор бы хотел, чтобы в России было от 2,5 до 10 тысяч органических производителей. В Германии их около 40 тысяч, средняя производительность органических хозяйств в Германии  - 60 тысяч евро в год. При этом Германия потребляет на 9,5 млрд евро, а производит за 1,8 млрд евро, поэтому завозит сырье в том числе из России.

«Немцы не справились с ростом потребления – он был выше на 10 процентов, чем они могли наращивать производство. У нас ситуация обратная, мы развиваем полку органики за счет внешних производителей, 80 процентов органического товара в наших магазинах -  это зарубежные производители, и такой баланс будет сохраняться лет 7, - рассказывает Олег Мироненко. - Мы будем наблюдать постепенный рост потребления. Но в отличие от Европы, у нас есть возможность наращивать собственное производство. Надеемся,  что когда-то мы перейдем на соотношение 60 собственного и 40 ввозного органического товара».

Но есть ли государственные инвестиции для развития российского органического сектора? Как отмечает исполнительный директор НОС, Башкортостан, Татарстан уже готовы на это, и уже прописывают программы поддержки органических производителей: «Они должны проинвестировать запуск процессов, самый дорогой период - это конверсия, когда классическое сельское хозяйство переходит на органическое, на это тратится больше всего средств. После конверсии компания может выживать уже сама.  В Европе, например, поддержка государства составляет в период конверсии 300-500 евро за гектар, а потом, когда производство становится органическим, поддержка падает до 100 евро за гектар».

Олег Мироненко напомнил, что интенсив развития органики в России пришелся на  2010 год. к этому году в России было около 10 сертифицированных предприятий. Прошло 8 лет, и российский органический сектор вырос до 84 предприятий. «То есть мы росли примерно по 10 предприятий в год. Если мы хотим догнать Прибалтику, надо прибавлять по 200-250 предприятий в год, и за 10 лет мы догоним Прибалтику. Если мы хотим догнать Германию, надо расти на 4 тысячи предприятий в год, чтобы за 10 лет догнать Германию, - приводит цифры Олег Мироненко. - Когда в Австрии не было закона об органике, в стране – в 1991 году - было 68 органических предприятий. Но в 1991 году был принят первый европейский стандарт, а потом в 1992 году появился закон об органике, а также специальная господдержка. В 1992 году с принятием закона об органике в Австрии появилось около 4500 органических предприятий (с учетом тех, кто находился в период конверсии).  Если мы примем закон об органике, но у нас не будет господдержки, то при таких условиях будет хорошо, если мы с 10  предприятий в год выйдем на темпы роста до 50 предприятий в год. Если будет господдержка, то от 20 до 30 процентов предприятий останутся жить в ближайшие 4 года». Поэтому, резюмирует Олег Мироненко, ситуация может развиваться по двум вариантам: или российская органика будет развиваться долго, или, при появлении определенных программ, которые будут влиять на селекцию, разработку своих удобрений и так далее, постепенно Россия выйдет на темпы прироста 300 органических предприятий в год.