Безопасность растительной продукции вызывает озабоченность как потребителей, так и руководителей стран во всем мире. Для достижения и стабилизации высокого уровня урожайности производители сельскохозяйственной продукции вынуждены применять пестициды и агрохимикаты, что влечет за собой риск накопления остаточных количеств действующих веществ пестицидов (далее – ОКП) и их производных в растительной продукции и снижения ее безопасности. До недавнего времени страны Европейского союза (далее – ЕС) активно придерживались инициативы по сокращению использования средств защиты растений на 50 % к 2030 году (стратегия «От фермы до вилки»). Последние события, изменившие геополитическую ситуацию, привели к приостановке действия указанной инициативы из-за увеличения вероятности риска продовольственного кризиса в странах еврозоны, о чем было заявлено в середине сентября текущего года.
Тем не менее до осени этого года во многих странах ЕС произошло большое число изменений в рамках стратегии по снижению максимально допустимых уровней (далее – МДУ) ОКП. К ним относятся исключение из оборота опасных, токсичных пестицидов с прекращением действия их регистрации и введение в сельскохозяйственную практику новых, менее опасных пестицидов. Например, пестицид флуксапироксад, активно используемый в настоящее время в качестве фунгицида в странах ЕС (в том числе в Австрии, Германии, Швейцарии), является высокоэффективным действующим веществом, умеренно опасным для человека и пчел.
Другим направлением снижения МДУ ОКП в растительной продукции является разработка более эффективных средств защиты растений. Например, применявшийся в качестве фунгицида квинтозен (пентахлорнитробензол, PCNB), отличающийся биоустойчивостью, в настоящее время в США и ЕС признан опасным для здоровья человека и окружающей среды и полностью заменен на менее опасные действующие вещества пестицидов, такие как азоксистробин, пираклостробин, тебуконазол, пропиконазол и другие, на основе которых разработаны препараты средств защиты растений нового поколения.
Продолжает активно развиваться направление биопестицидов. Рост прибыли компаний, производящих препараты биопестицидов, по последним данным составляет 9 – 10 % в год. В настоящее время применение только биологических препаратов в большинстве случаев не позволяет добиться необходимого эффекта для защиты растений, однако при сочетании биопрепаратов с химическими средствами защиты растений удается достичь высокой эффективности. Используемые в комбинации синтетические средства защиты растений и биопрепараты дополняют друг друга. Данный подход также позволяет уменьшить количество используемых химических пестицидов и снизить их МДУ для растительной продукции.
Сокращения количества химических средств защиты растений также удается добиться путем усовершенствования технологий их применения. Здесь можно назвать использование беспилотных летательных аппаратов – дронов для обработки растительной продукции, точечное внесение препаратов в тепличных хозяйствах и другие.
Благодаря развитию вышеперечисленных направлений многие страны ЕС смогли снизить МДУ ОКП в растительной продукции, а для действующих веществ пестицидов прекратить выпуск свидетельств о регистрации и вывести их из обращения. Для таких пестицидов МДУ ОКП, как правило, не превышает минимальной концентрации их возможного обнаружения, то есть не более 0,01 мг/кг.
Все это позволило реализовать в странах ЕС инициативы по снижению МДУ действующих веществ пестицидов на законодательном уровне, и на сегодняшний день эти нормы в Европе одни из самых жестких в мире. В большинстве случаев МДУ ОКП, установленные в ЕС, меньше МДУ для аналогичных действующих веществ пестицидов, содержащихся в международном стандарте Кодекс Алиментариус и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21). Растительная продукция, ввозимая на территорию ЕС, подвергается строгому контролю на соответствие принятым в еврозоне нормам. Случаи выявления несоответствия показателей нормам МДК ОКП фиксируются системой быстрого оповещения о загрязненности пищевых продуктов и кормов для животных (далее – RASFF). При выявлении несоответствия партия товара задерживается на границе с ЕС, после чего принимается решение о возврате партии в страну-отправителя или о ее уничтожении.
Некоторые случаи обнаружения несоответствия МДУ ОКП в растительной продукции, зафиксированные системой RASFF при ввозе на территорию ЕС, перечислены в таблице 1.
Как видно из таблицы, если нормы МДУ ОКП, установленные СанПиН 1.2.3685-21 и Кодекс Алиментариус, превышают аналогичные нормы, установленные в ЕС, возникает потенциальный риск поступления из стран-экспортеров на территорию РФ растительной продукции, загрязненной пестицидами, которая не получила разрешения на ввоз в страны ЕС.
По результатам анализа за последние четыре с половиной месяца, с мая по сентябрь 2022 года, в системе RASF было зафиксировано 484 случая выявления несоответствия содержания ОКП в растительной продукции, которая была запрещена к ввозу на территорию ЕС. Из них в 154 случаях возможен ввоз растительной продукции, загрязненной ОКП, на территорию РФ, что составляет 32 % от общего количества случаев выявления несоответствия.
Отдельно следует обозначить проблему МДУ в нормативной документации РФ для некоторых токсичных, высокоопасных, запрещенных к применению международными соглашениями (Стокгольмская конвенция, Роттердамская конвенция, Монреальский протокол) и подлежащих строгому контролю на территории ЕС пестицидов, в частности хлорорганических пестицидов. Действующим Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС 021) для плодоовощной продукции установлены в два раза менее жесткие требования (более высокие МДУ) в сравнении с нормами ЕС (01 мг/кг и 0,05 мг/кг соответственно), а в СанПиН 1.2.3685-21 нормы МДУ для ДДТ и его метаболитов (ДДЕ, ДДД) отсутствуют.
Как видно из изложенного, следование современным тенденциям в области защиты растений, таким как разработка и внедрение менее опасных по токсичности препаратов, а также технологий их применения, привело к значительным изменениям в области законодательства, регулирующего допустимые нормы остаточного количества пестицидов в растительной продукции в странах Европейского союза. При этом применение комплексных мер, формирующих «умный» подход в области защиты растений, не сказывается на производительности сельскохозяйственной продукции. Имеется необходимость в пересмотре и изменении законодательной базы, нормирующей остаточные количества пестицидов в РФ, поскольку действующие нормы МДУ предполагают возможное потребление растительной продукции с остаточным содержанием пестицидов, что оказывает отрицательное влияние на здоровье людей и вызывает накопление опасных веществ в организме. Вместе с тем при изменении норм МДУ ОКП следует руководствоваться разумным подходом: необходимы работа по развитию биопестицидов; регистрация новых, менее токсичных препаратов; расширение регистрации препаратов, содержащих менее опасные действующие вещества пестицидов, на максимально возможный перечень культур; выведение действующих веществ пестицидов из обращения только при наличии аналогичных по эффективности препаратов и другие.
А. В. Мусатов – начальник отдела семеноводства и безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
З. В. Билько – главный специалист отдела семеноводства и безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
ФГБУ "Центр оценки качества зерна"