Почему российский картофель растёт из импортных семян

Почему российский картофель растёт из импортных семян

В Челябинской области может быть создан селекционно-семеноводческий центр для производства и реализации семенного картофеля. Для этого учёные Южно-Уральского научно-исследовательского института садоводства и картофелеводства планируют создать консорциум с предприятием, которое может производить семенной и товарный картофель. В качестве практиков выбрана агрофирма «Ильинка» – ведущий производитель картофеля и овощей в Челябинской области.

Не секрет, что в девяностые годы вместе с колхозами и совхозами на грани исчезновения оказались целые сельскохозяйственные отрасли: закрывались птицефабрики, животноводческие комплексы. В начале двухтысячных агрокомплекс судорожно восстанавливал объёмы производства, чтобы накормить население. Но, например, в птицеводстве и в свиноводстве была фактически утеряна либо совсем не развивалась селекционная база. В растениеводстве также не обошлось без потерь. Сегодня в хозяйствах для промышленного производства используют, в основном, импортные сорта и семена овощей – капусты, лука, моркови… Импортная игла достаточно глубоко сидит и в картофелеводстве: краснокожуровую «розару» и желтоклубневую круглую «галу», «ред скарлет» или «импалу» сегодня выращивают практически в каждом уважающем себя хозяйстве. И хотя отечественный продовольственный картофель на 98% формирует местный рынок, доля отечественных сортов в картофелеводстве занимает уже менее 20%.

Возможно, скоро на поле не осталось бы места отечественным сортам, если бы не санкции. Изменение курса рубля и потенциальная угроза потерять поставщиков семенного материала заставили вовремя оглянуться на российскую селекционную и семеноводческую базу. В 2017 году минсельхоз России разработал проект подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации», которая должна стать частью Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы.

К слову, господдержка по новому направлению за девять лет может составить 15,5 млрд. рублей.

Целями же являются «формирование к 2026 году в агропромышленном комплексе Российской Федерации конкурентоспособного сектора производства высококачественного семенного материала картофеля современных российских сортов на основе применения новых высокотехнологичных отечественных разработок, включающих элементы полного комплексного научно-технического цикла технологий выращивания картофеля высших репродукций, подготовки, хранения и переработки картофеля, применения биологических средств защиты и диагностики возбудителей заболеваний картофеля, с целью обеспечения сельскохозяйственных агропредприятий качественным семенным материалом». Эта подпрограмма может стать тем самым последним вагоном, на подножку которого ещё могут «заскочить» российские картофелеводы.

В Южно-Уральском НИИ садоводства и картофелеводства в связи с мероприятиями, которые провело федеральное министерство сельского хозяйства, сопровождая свой проект программы, состоялась встреча представителей института, регионального минсельхоза и руководства агрофирмы «Ильинка». На ней рассматривались перспективы участия в будущей программе и возможности наладить более тесное сотрудничество между «лабораторией и полем». Заместитель генерального директора научно-исследовательского института Олег Гордеев рассказал участникам встречи об основных этапах создания сорта, а затем вместе со старшим научным сотрудником, заведующей лабораторией первичного семеноводства Тамарой Дергилёвой провёл по объектам института.

Рождаются новые сорта картофеля в маленькой самой обычной теплице, где растения скрещивают механическим способом и выращиваются новые, с которых собирают не клубни, а ягоды – плоды картофеля, которые нельзя есть. В каждой такой ягоде десятки семян, каждое «семечко» может дать начало новому сорту. Ягоды с кустов, которые получились в результате скрещивания заранее подобранных селекционерами сортов, берегут, собирают, а затем уже семена высаживают в грунт под полив. Конкурсные испытания на первом поле занимают три года, после которых лучшие перспективные сорта отправляют в Москву, в институт имени А.Г. Лорха, где работает всероссийский пункт по испытанию картофеля на устойчивость к раку и картофельной нематоде. Госиспытания занимают ещё 4 года, после которых перспективные сорта и гибриды будут три года испытывать на госсортоучастках …

По словам Олега Гордеева, на создание нового сорта при такой технологии уходит минимум 14 лет. Сегодня этот процесс можно ускорить с помощью ДНК-маркеров, но эти высокие технологии тоже пока не по карману южноуральским селекционерам. Хотя основной бедой они считают отсутствие квалифицированных специалистов, которые могли бы применять новые технологии на практике. Поэтому, получив через 14 лет новый сорт, перед учёными встаёт другая проблема - наличия семян этого сорта. Чтобы их получить и затем продвинуть на рынок, нужны средства, которых у института просто нет из-за ограниченного государственного финансирования. Раньше также вставал вопрос оздоровления семян после испытаний (за время мытарств семена как губка впитывают в себя различные заболевания, которые сводят на нет работы над сортом), но её удалось решить с появлением биотехнологической лаборатории, в которой с помощью меристемного размножения можно получить чистый материал.

В институте гордятся тем, что до сих пор ежегодно регистрируют в госреестре селекционных достижений один-два новых сорта. А ведь этому предшествуют десятилетия кропотливой работы! На столе селекционеров можно увидеть картофель как уже известных сортов, так и новых. Активно в обсуждении участвуют представители «Ильинки». Заместитель генерального директора Александр Курбатов сразу «берёт быка за рога»: пытается выяснить, есть ли демонстрационные посевы сорта «Рассвет», ведь он такой, какой нужен сегодня потребителю – розовый, продолговатый, гладкий… «Если есть семена, мы можем взять уже в этом году», - настаивает картофелевод. По замыслу агрофирмы со следующего года на полях хозяйства будет отведено место под производственные испытания новых сортов. Часть из них представит институт, а в дальнейшем учёные и агрофирма смогут заключать соглашения: «Ильинка» будет размножать семена понравившихся сортов и получит исключительное право на реализацию семенного материала от института.

Совместно учёным и полеводам предстоит решить ещё одну задачу. Если импортные сорта приходят в Россию с сопровождением (семена предлагают одновременно с технологией возделывания, сразу можно рассчитать не только урожайность, но и себестоимость – во что обойдётся производство того или иного сорта), то российские выходят из родных пенат, прямо скажем, «голяком». Как поведёт себя тот или иной сорт на поле, какие удобрения нужно применять и в какой период, какие обработки – учёные сказать не могут, за исключением общих рекомендаций. Создатели сорта придерживаются принципа «чем хуже – тем лучше», то есть, свои возможности сорт должен показать в самых обычных условиях. Применять удобрения и обработки селекционерам запрещено, чтобы соблюсти «чистоту эксперимента».

Ясно одно, что догнать зарубежных селекционеров ещё можно, но только при условии, что все моменты внедрения новых сортов в производство будут рассматриваться комплексно. Нужны не только вливания, чтобы активизировать научные работы, нужно также поднимать базу подготовки специалистов, а ещё заниматься продвижением отечественных сортов на рынке. Тогда «спиридонов», «губернатор», «кузовок», «рассвет» смогут составить конкуренцию иностранным «захватчикам».

Пресс-центр Минсельхоза Челябинской области