Почему российским аграриям не обойтись без мощных тракторов классической компоновки?

Почему российским аграриям не обойтись без мощных тракторов классической компоновки?

Марсель Каримов, менеджер по продукту и продуктовой поддержке ОПТИТЭК.JPGУход западных брендов высвободил на российском рынке нишу высокомощных классических тракторов, которую пока не заняли ни локальные производители, ни машиностроители из дружественных стран. Объем этого сегмента рынка в компании «ОПТИТЭК» оценивают в среднем в 2500 единиц в год. О том, как временно закрывают потребности в этой технике российские аграрии и почему шарнирно-сочлененные энергосредства не заменят трактор классической компоновки, рассказал менеджер по продукту и продуктовой поддержке компании Марсель Каримов.
  Дело в конструкции
Трактор классической компоновки имеет цельную раму, большие задние колеса, способные передавать высокий крутящий момент, и небольшие передние, за счет которых реализуется маневрирование. В отличие от него остов шарнирно-сочлененной машины состоит из двух частей, а поворот осуществляется путем излома рамы вокруг вертикального шарнира, который их соединяет.
Имея лучшую управляемость и меньшие габариты, классический трактор более универсален и может работать на небольших полях сложной формы. Трактор с ШСР оптимален на больших площадях и тяжелых тяговых работах. Например, при одинаковой мощности двигателя классический трактор «потянет» 7-8-корпусной плуг, а шарнирно-сочлененный 10-12-корпусную модель. Однако при развороте такого трактора агрегатируемое оборудование смещается и нарушается прямолинейность выполнения операций, что особенно значимо при посеве.
Кроме того, в силу невозможности использования шарнирно-сочлененных машин на сельхозоперациях, требующих хорошей маневренности, такие тракторы вынуждены простаивать до 8-10 месяцев в году, тогда как модели классической компоновки работают круглогодично.
Пустующая ниша
Тракторы с цельной рамой преимущественно имеют мощность до 380-400 л.с., тогда как энергосредства с ШСР – 400 л.с. и более. Именно мощность 400 л.с. является тем порогом, который требует пересмотра всей конструкции и узлов агрегата, чтобы дальнейшее увеличение мощности оставалось полезным и не приводило к увеличению массы, габаритов машины и пробуксовке. Настоящую революцию в этом направлении совершил бренд Fend, который десять лет назад представил на рынок классический трактор с двигателями от 396 до 517 л.с. По сути до сих пор он является единственным производителем, кому удалось перешагнуть этот порог, сохранив все преимущества «классики».
Исторически российские сельхозмашиностроители не выпускали мощных тракторов классической компоновки. Этот сегмент был насыщен машинами из Европы и США. Поэтому с уходом западных брендов на российском рынке в этом сегменте остались лишь отечественные машины мощностью до 200 л.с., а также ряд локализованных энергосредств на базе китайских разработок с двигателями до 260 л.с. Китайские производители только начинают выходить в классический сегмент 300+ л.с. При этом ввоз из-за границы энергосредств свыше 340 л.с. сопряжен с колоссальным ростом их стоимости ввиду увеличившегося утильсбора. Поэтому рынок остро нуждается в таких решениях, производимых на территории страны.
Емкость этого рынка (300-400 л.с., классическая компоновка) можно в среднем оценить в 2500 единиц ежегодно.
Однако сложность серийного выпуска классических тракторов мощностью свыше 300 л.с. заключается в необходимости использования автоматической коробки передач типа Powershift, которой ранее в России не было. Для нее необходимо отлить довольно большой корпус, при этом есть сложности с наличием оборудования для его обработки (фрезеровки и шлифовки). Не меньшая сложность заключается в правильной реализации самой технологии Powershift – переключение под нагрузкой с сохранением высокой надежности.
Поэтому представленные в прошлом году российские и белорусские классические тракторы 300-450 л.с. пока остаются прототипами, на вывод которых в массовые продажи могут уйти годы.
Незакрытые потребности
Ряд сельхозпроизводителей, которые не готовы пересматривать всю агротехнологию и адаптировать ее под сложившийся рынок, вынуждены изыскивать возможности и обновлять свой парк высокомощных тракторов классической компоновки с помощью параллельного импорта. Несмотря на то, что их цена возросла в 2,5-3 раза, такие поставки есть: их объем в 2024 году составлял примерно 150 единиц.
Однако чаще наблюдается картина, когда хозяйства, уже имеющие в парке такую технику, вынуждены беречь ее, задействуя лишь на особенно ответственных работах, как например, посевная. Они предпочитают купить несколько китайских тракторов меньшей мощности, которые берут на себя весь остальной функционал. Это приводит к росту расходной части сельхозпроизводства, но позволяет продлить ресурс «дефицитной» машины.
Вытекающий из этого еще один тренд сезона – рост инвестиций сельхозпредприятий в обслуживание и ремонт высокомощных классических тракторов.
Перспективы развития сегмента классических тракторов свыше 300 л.с.
Шарнирно-сочлененные тракторы не заменят «классику» в силу ограниченного функционала. Однако эта ниша безусловно останется наряду с гусеничными тракторами как оптимальный вариант для выполнения тяжелых тяговых работ на больших площадях.
Недавнее потепление отношений России и США вселяет в аграриев надежду, что ушедшие тракторные бренды могут вернуться. Это приводит к еще большей стагнации рынка – предприятия занимают выжидательную позицию и не размениваются на покупку альтернативных решений. Однако, если это и произойдёт, то совсем не скоро, ведь на отдельные узлы и агрегаты распространяются санкции, которые снимаются небыстро.
Российские и белорусские серийные машины в классическом исполнении могут появиться к 2026-2027 годам. Но даже после начала серийного выпуска они не смогут закрыть всю потребность российского рынка: в стране пока нет предприятий полного цикла, способных поставлять такие объемы.
Поэтому ниша для локализованных продуктов остается, и именно в ней есть наибольший потенциал для быстрого наращивания предложения и выпуска принципиально другого модельного ряда, который необходим в современном сельском хозяйстве. Наша компания развивается в этом направлении, планомерно наращивая локализацию тракторной линейки. 
Пресс-служба