Продолжительность продуктивной жизни свиноматок

Продолжительность продуктивной жизни свиноматок

Продолжительность продуктивной жизни свиноматок имеет благоприятную связь не только с увеличением прибыльности производства, но и выполнением требований по содержанию в соответствии с законами о благополучии животных. Как правило, свиноматки с повышенной продолжительностью жизни остаются продуктивными дольше и в целом производят больше поросят. Но в любом случае долголетие свиноматки можно рассматривать по двум составляющим. Во-первых, это увеличение вероятности того, что свинка достигнет возраста максимальной продуктивности, а во-вторых, это увеличение количества опоросов (> 6), когда свиноматка наиболее продуктивна. Увеличивая продолжительность жизни свиноматки, затраты на выращивание и ввод в стадо ремонтных свинок распределяются на большее количество опоросов, тем самым повышая возможность наибольшей отдачи от свиноматки. Хотя преждевременный вывод из стада оказывает неблагоприятное влияние на прибыльность и благополучие свиноматок, в настоящее время в научном сообществе нет единого мнения об оптимальном способе определения и оценке племенной ценности по признаку продолжительной продуктивной жизни свиноматки. Исследования показывают, что для того, чтобы товарная свиноматка считалась прибыльной, у нее как минимум должно быть три опороса (Koketsu and Iida, 2020; Poulsen et al., 2020). Тем не менее, на любом из этапов производства у многих свиноматок в стаде не было возможности достичь третьего опороса, и, таким образом, оптимальный способ оценки общего количества опоросов, когда свиноматка может оставаться в стаде по большому счету все еще не определен.

Причины вывода свиноматок из стада могут быть как намеренными, так и ненамеренными. Намеренный вывод из стада – это когда производитель сам принимает решение удалить свиноматку из стада по таким причинам, как возраст, количество опоросов, темперамент и так далее. Ненамеренный вывод из стада – производитель вынужден удалить продуктивное животное по таким причинам, как хромота, болезнь, травма, низкая фертильность или падеж. Тем не менее, управленческие решения и последовательные причины вывода из стада трудно стандартизировать в разрезе многих ферм, что может привести к проблемам с определением фенотипа. Кроме того, признаки продолжительной продуктивной жизни сложно идентифицировать и определить независимо, поскольку они фенотипически и генетически взаимосвязаны с другими признаками, такими как экстерьер (структура тела и ног), количество живорожденных поросят, кондиция тела свиноматки и вес поросят в помете на момент отъема.

Как правило, продолжительность продуктивной жизни свиноматок – это наследуемый признак (в зависимости от того, насколько различия между свиньями связаны с их ДНК), тем не менее, критерии оценочных показателей разнятся в зависимости от популяции и конкретного определения продолжительности продуктивной жизни. В настоящее время считается, что оценки наследуемости колеблются от 0.04 до 0.25 (Plaengkaeo et al. 2021), означая, что признак обычно поддается селекции. Тем не менее, фенотип продолжительной продуктивной жизни свиноматки не будет известен до тех пор, пока свиноматка не будет выбракована или не падет. Это особенно верно для племенных ядер, где проводится селекция, потому что большинство свиноматок выводят из стада в целях повышения скорости внедрения генетических улучшений, то есть до того, как свиноматки смогут проявить фенотипы долголетия. Таким образом, необходимы другие источники информации, чтобы обеспечить точную оценку племенной ценности и отбор на уровне ядер – племенных ферм. Эти потенциальные источники информации включают данные товарных ферм и данные племенного стада, геномную информацию и индикаторные признаки, которые измеряются в раннем возрасте и имеют высокую генетическую корреляцию с продолжительностью продуктивной жизни свиноматок.

Понимание того, почему свиноматок выводят из стада может помочь сфокусировать внимание на необходимых признаках-индикаторах. Причины намеренного вывода свиноматок из стада полезны для того, чтобы получить такие данные, как максимальный возраст или порядковый номер опороса, который производитель использует для отбраковки свиноматок. Причины вынужденного вывода из стада также очень информативны, потому что они обычно указывают на неспособность свиноматки достичь заранее определенного стандарта. Для того, чтобы лучше понять причины преждевременной отбраковки свиноматок, на двух племенных ядрах материнских линий Genesus и на одной товарной ферме был определен ряд параметров для причин вывода свиноматок из стада, чтобы помочь идентифицировать соотношение намеренного и ненамеренного вывода из стада.

Рисунок 1: Причины ненамеренной отбраковки свиноматок с 2017 по 2022 на двух племенных ядрах материнских линий Genesus и товарная ферма со свиноматками Genesus F1.

Рисунки 1 и 2 явно указывают на то, что самые большие области, связанные с ненамеренным выводом из стада связаны с низкой фертильностью (59% в племенных ядрах и 31% на товарной ферме), травмами или болезнями (36% в племенных ядрах и 53% на товарной ферме). Хотя эти области обширны и могут охватывать множество аспектов, это первый важный шаг в определении областей, в которых необходимо сосредоточить генетический отбор для увеличения продолжительности продуктивной жизни. Также стоит отметить, что между племенным ядром и товарным поголовьем наблюдаются определенные различия. Такая вариация причин вывода из стада предполагается при принятии во внимание различных стад и популяций. Кроме того, этот вариант также подчеркивает важность изучения данных из различных источников, чтобы получить точную картину причины вынужденной отбраковки свиноматки и получить возможность точно определить признак продолжительной продуктивной жизни свиноматки.

Керри Хулахан, доктор наук, генетик, Genesus Inc.

Фото: архив СХВ

Ссылки:

Koketsu Y. and Iida R. (2020). Porc. Health Manag. 6(24): 1-12. https://doi.org/10.1186/s40813-020-00163-1

Plaengkaeo S., Duangjinda M., and Stalder K.J., (2021). Anim Biosci. 34(1): 20-25. https://doi.org/10.5713/ajas.19.0855

Poulsen B.G., Nielsen B., Ostersen T., and Christensen O.F. (2020). J. Anim. Sci. 98(6):1-8. https://doi.org/10.1093/jas/skaa183