В Москве завершилась конференция «Прогрессивная генетика – залог экономического успеха». На конференции эксперты свиноводческой отрасли рассказали про тонкости работы с генетикой в свиноводстве.
Ведение селекционной работы на национальном уровне напрямую влияет на продовольственную безопасность страны и защищенность свиноводческой отрасли. Поэтому конференция была посвящена не просто генетике, но и экономической составляющей, а также комплексной оценке её эффективности.
«Мы много лет строим свою селекцию на эффективной генетике, – отметил председатель совета директоров ГК АГРОЭКО Владимир Маслов. – Кроме достойных производственных показателей, наша генетика обеспечивает качество продукта. Мы убедились в этом еще раз, когда запустили мясоперерабатывающее предприятие и начали производить мясо в индустриальной и потребительской упаковке. Важно не только наращивать объемы производства, но и повышать качество мяса, которое потребляют граждане нашей страны. Именно для этого нужно развивать селекционную работу на правильных генетических линиях. Генетическая конференция, которую мы проводим ежегодно, это площадка обмена ценным опытом экспертов отрасли».
Подробно о тенденциях и прогнозах рынка в перспективе до 2030 года рассказал генеральный директор Национального Союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалёв: «Производство свинины в России продолжит расти. Ещё в 2012 году в стране производили меньше 3 млн тонн свинины, сейчас показатель удвоился, и мы вышли на ежегодный объём производства в 6 млн тонн. Таким образом, мы смогли полностью обеспечить внутренний рынок. Прирост производства подразумевает увеличение экспортных продаж. Экспорт продукции свиноводства уже показывает огромную динамику: в 2023 году за рубеж было продано 240 тыс. тонн свинины, что почти на 40% больше, чем в 2022 году. Сейчас экспорт составляет 5% всего нашего производства, и мы входим в десятку стран лидеров экспорта свинины. Наша цель – выход на 10%. Если мы удвоим объём экспорта продукции свиноводства, мы войдём в топ-5 стран-экспортёров свинины».
Как рассказал директор по производству Евгений Найдёнов, компания стабильно демонстрирует высокие производственные показатели, в том числе за счет правильного выбора генетики: «Мы стабильно держим ключевые показатели в нашем производстве на высшем уровне: имеем конверсию по стаду на уровне 2,64 кг/кг, получаем более 38 отъёмных поросят на свиноматку – на лучших комплексах этот показатель стремится к 39. Таких результатов во многом мы достигли благодаря правильному выбору генетики. Есть исчерпывающее доказательство нашей эффективности. Мы можем сравнивать различные генетики и видеть их результативность в полной цепочке – как в производстве, так и в мясопереработке. Свинину, производимую на наших комплексах, мы перерабатываем на собственном высокотехнологичном мясоперерабатывающем предприятии. Технологии, используемые на МПП, позволяют нам сканировать любую тушу и определять её процентные составляющие до мелочей. Таким образом, мы можем оценить качество производимого мяса не только на стадии производства, но и переработки».
Системный аналитик Россельхознадзора Ирина Макаренко рассказала про использование системы «Хорриот», созданной для идентификации и учёта животных в России: «С 1 марта введён обязательный учёт животных, в свиноводстве маркирование необходимо осуществить в течение 30 дней после рождения. Основные задачи системы идентификации и учёта – полная прослеживаемость жизненного цикла, событий и перемещений по каждому животному. В настоящее время мы продолжаем доработку «Хорриота» и его интеграцию с другими компонентами ВетИС. Мы активно собираем от отраслевого сообщества обратную связь, в том числе предложения по доработке системы для улучшения удобства ее использования».
На мероприятии ценной для рынка информацией поделилась также главный зоотехник-селекционер Евгения Лихоманова. Она рассказала подробнее о том, как в агрохолдинге научились превращать высокий генетический потенциал в дополнительную прибыль: «Одним из основных условий повышения рентабельности отрасли свиноводства является использование маточного поголовья с максимальной отдачей – с высоким уровнем репродуктивных качеств. Увеличение выхода на опорос, увеличение количества живорожденных поросят, уменьшение отхода и сокращение непродуктивных дней – все это даёт прибыль. Увеличение показателя живорожденных на одного поросёнка даёт нам 236 кг к объёму производства на свиноматку в год. Ежегодный объём производства на одну свиноматку находится у нас на рекордных значениях в стране и составляет свыше 4,3 тонны».
Директор компании «BioDose», консультант по кормлению свиноводческих компаний: «Современная генетика позволяет получать 17-18 живых поросят на опорос, а это требует правильного введения в стадо ремсвинок и их правильного выращивания. Производство основано не на свиноматках, а на ремонтных свинках, производственный потенциал фермы измеряется их продуктивностью. Ключевые факторы, влияющие на эффективность доращивания – качество витаминов, уровень здоровья фермы и нормы кормления – это и качество корма, который мы используем. При этом новые рецепты кормления меняются каждые 4-5 лет, необходим постоянный пересмотр и регулярный контроль состояния животных, уровня витаминов в крови. Если говорить о ремсвинках и высоких результатах, генетика также использует новые инструменты – анализ генома и томография».
Как отметил коммерческий директор Дмитрий Алексеев, конференция посвящена не просто генетике, а в первую очередь, экономической составляющей: «Объём производства в России растёт и продолжит рост в горизонте нескольких лет, следовательно, конкуренция будет ужесточаться. Помимо этого, есть ещё множество других сложных факторов, которые будут влиять на нас и на отрасль в целом. Таким образом, ресурс, экономический эффект стоит искать внутри себя, а не на рынке. Используя эффективную генетику, можно иметь высокие показатели, влияющие на эффективность, и, следовательно, на экономику. Но мы говорим ещё и про качество продукта, вкус мяса – то, за что нас выбирает конечный потребитель. Мы участвуем в выставках, гастрономических фестивалях. Рестораторы, эксперты отрасли и гости отмечают вкус, качество, ценность нашего продукта. Именно эти вещи делают потребление осознанным. Это одна из важнейших ценностей для нас».
Пресс-служба