На Круглом столе в рамках форума «Лучший опыт – для лучшей жизни» обсудили планы по подготовке сектора органики к действию закона об органическом производстве
С 7 по 9 ноября 2018 года в Москве прошел Всероссийский форум «Лучший опыт — для лучшей жизни!», приуроченный к Всемирному дню качества. В рамках форума прошел Круглый стол, на котором представители сектора органики и различных ведомств высказали свои тревоги и пожелания и обсудили самые острые вопросы, решение которых должно осуществиться до вступления закона об органическом производстве в силу.
Неизменный инициатор и идеолог форума «Лучший опыт — для лучшей жизни!» - — Всероссийская организация качества (ВОК). Одной из центральных тем стало обсуждение вопросов, связанных с вступлением в силу с 01 января 2020 года Федерального закона «Об органической продукции».
В рамках форума прошел Круглый стол «Стандартизация в органическом сельском хозяйстве. Что нас ждёт после вступления в силу закона об органическом производстве?». Организатором дискуссии стали Всероссийская организация качества и Национальный органический союз.
«Закон об органике подписан президентом РФ, а вступит в действие он с 1 января 2020 года, - заметил, открывая дискуссию, Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза России. - Появилось две неожиданных для нас ситуации. С одной стороны, многие успокоились, особенно федеральные ведомства, – ну, мол, закон вступит в силу только в 2020 году, тогда и будем что-то делать по этому поводу. А с другой стороны, некоторые организации тут же развили активность, не понимая до конца ситуацию. Мы захотели соединить разные группы участников на Круглом столе, чтобы сегодня понять, что мы недоработали. Приветствуется и критика, и конструктив».
До подписания закона органика в России существовала, есть почти 10 лет предыдущего опыта работы в этой сфере, заметил Олег Мироненко: «Уже сертифицировано 90 компаний, 280 тысяч гектаров земли также сертифицированы, мы даже при таком небольшом количестве земли для России занимаем 14 место в мире по сертифицированным под органику землям».
Закон был написан так, чтобы регулирование дальнейшей действий с точки зрения производства, сертификации осуществлялось на уровне национальных стандартов. И сейчас они подготовлены, их три: это «Термины и определения», это «Правила сертификации» – национальные стандарты, и межгосударственный стандарт «Правила производства, переработки и маркировки продукции». «Сейчас осуществляется много действий, связанных с согласованием этого стандарта с международным сообществом, идет большая работа с IFOAM International , эта организация отвечает за то, чтобы все органические стандарты, принимаемые в мире, соответствовали базовым. На сегодня существующий межгосударственный стандарт соответствует базовому примерно процентов на 75, идет согласование, - рассказал Олег Мироненко. - Буквально вчера рабочая группа по согласованию этого стандарта закончила первый этап работы. Год назад мы перевели стандарт и отправили на согласование, и получили целый список вопросов, в рамках списка большинство пунктов стандарта были признаны соответствующих международным правилам, но есть еще перечень вопросов, по которым нам надо внести изменения и после этого выйти на взаимопризнание нашего стандарта и стандартов других стран.
Этап внесения изменений и их утверждения будет занимать весь 2019 год. За это время все производители будут проходить сертификацию в рамках существующего стандарта, подчеркнул Олег Мироненко. Новые пункты стандарта вступят в силу уже в 2020 году. Но те, кто будет проходить сертификацию в 2019 году, должны будут предусмотреть возможность соответствия этим пунктам.
«В законе об органике в перечень того, что мы понимаем под органической продукцией, входит и продукция из дикороссов, - напомнил исполнительный директор НОС. - В законе указано, что это продукция, которая производится по национальному стандарту, а национального стандарта еще нет. Поэтому перед нами стоит задача принятия еще одного национального стандарта, который будет направлен на производство продукции из дикороссов».
«Важным мы считаем участие всех федеральных надзорных органов, которые будут следить за исполнением закона. Я определил для себя стратегических партнеров в этой работе, это Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Росаккредитация. И сотрудничество надо начинать уже сейчас, - убежден Олег Мироненко. - Иначе с 2020 года начнутся проблемы, а надо понимать, как их решать. Например, многие компании пойдут на конверсионный период, у них возникнут проблемы с Россельхознадзором, потому что сейчас все требования Россельхознадзора прописаны для классического сельского хозяйства и могут, скорее, загубить органическое сельское хозяйство, чем помочь. Если мы не начнем эту работу сегодня, то с 1 января 2020 года большинство конверсионных предприятий нам придется закрыть».
Также, заметил Олег Мироненко, есть сложности фальсификатом на полках и с недобросовестной работой ряда сертификаторов, которые выдают органические сертификаты компаниям не производящим органическую продукцию. «Сегодня у нас нет четкого понимания, поможет ли закон нам в вопросе чистки полки, сможем ли мы это сделать только приняв новые подзаконные акты или заставив работать существующие. В этом у нас вопросы к Роспотребнадзору».
Большой вопрос и к Росаккредитации, сказал Олег Мироненко: «Со следующего года в Росаккредитации меняются правила, появятся некие новые механизмы, которые позволят наблюдать за органами сертификации. Надо это понять сегодня, чтобы не получилось так, что правила поменяются и ни одна аккредитованная сегодня сертификационная компания не сможет проводить сертификацию к 1 января 2020 г.».
«Мы много говорим о том, что должны применяться биопрепараты и биопестициды в органическом сельском хозяйстве. Но в России есть только один реестр – реестр агрохимикатов и пестицидов, куда входят и биопрепараты, и биоудобрения. Хотя в мире это все разнесено – агрохимикаты и пестициды в одном реестре, биопрепараты и биоудобрения в другом. Надо сейчас начать менять ситуацию в этой сфере», - выделил еще одну проблему Олег Мироненко.
Кроме того, есть задача и решения судьбы знака органической продукции: «В законе сказано, что должен быть знак. Не хотелось бы пойти по пути Украины, когда был запущен конкурс и ряд процедур, и знак вышел через 24 месяца после вступления в силу закона. Важна также возможность считывания информации, которая сопровождает знак, чтобы потребитель, используя существующие средства связи мог быстро получить информацию о подлинности товара».
Это лишь верхний пласт вопросов, заметил исполнительный директор НОС: «Хотелось бы сегодня как можно больше вопросов вытащить наружу, чтобы понять, как нам двигаться дальше».
Александр Калинин, руководитель Технического Комитета 40 Росстандарта "Продукция органического производства", генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, выступая перед участниками Круглого стола, также выделил целый ряд проблем, которые надо решать уже сейчас: «Что бы ни производили в нашей стране ,все равно попадет к нам на стол. То, что меня пригласили в качестве спикера, я расцениваю как уважение к потребителям, ради которых мы и работаем. Я работаю уже с седьмым министром сельского хозяйства за 27 лет руководства Национального фонда защиты потребителей, и все обещают накормить весь мир. Органическая продукция сегодня выпускается, как говорят, на 160 млн долларов. Если это разделить на население РФ, то получается на душу потребителя 1 доллар и 2 цента – это наши успехи. Что делается в других странах? Давайте возьмем страну Сан-Томе и Принсипи. Она производит органическую продукцию в 6 раз больше, чем в России. Так что нам не нос задирать надо и обещать всех накормить, а развивать этот сегмент настойчиво и упорно. Вот я вижу компанию «Аривера», которая упорно наращивает объемы производства, вижу Ольгу Ратникову, это компания Hipp, которая привносит на наш рынок зарубежный опыт, западные требования, немецкую четкость в этом вопросе. Нам нужно больше таких компаний, которые работают на благо потребителей. Но нам надо говорить и с чиновниками, которые эту проблематику не понимают или не хотят понять».
Как заметил Александр Калинин, когда готовится любой закон, к нему готовится дорожная карта, план мероприятий, подзаконные акты, но было ли это сделано в данном случае? «Закон принят методом пинка. Теперь наша задача его совершенствовать. Сферу растениеводства закон охватывает. Но закон слабо прописывает требования к органической продукции животного происхождения». Спикер заметил, что работы еще много, например, непонятно, под какой закон подпадает производство непродовольственых товаров органического производства, шерсть, хлопок относится к сфере агропромышленного комплекса или нет?
«Мы обратились сейчас к Алексею Гордееву, заместителю председателя правительства РФ, с просьбой вмешаться в некоторые проблемы , связанные с реализацией закона об органике, - рассказал Александр Калинин. - Мы обозначили перед вице-премьером две проблемы. Первая - а судьи кто? Оценка соответствия органической продукции: кто будет этим заниматься, где кадры, которые обучены этой науке? Какие центры, лаборатории, кому можно доверять? Я попросил Алексея Васильевича вмешаться лично и собрать на совещании руководителей Минсельхоза, Росстаднарта, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росаккредитации и всех тех, кто имеет отношение к оценке соответствия органики в нашей стране.
Второе – я прошу вице-премьера вмешаться в корреспондирование всего того, что мы говорим, на пять стран ЕАЭС. Мы видим, что Армения шагает в одном направлении, Белоруссия ориентируется в своем направлении, у Казахстана свои представления и так далее. Уровень развития этого процесса неоднозначный. Я попросил вице-премьера по агропромышленному комплексу обсудить на площадке ЕАЭС, чтобы у нас были единые требования к органической продукции».
Что касается дикороссов, то раньше грибами и ягодами, напомнил Александр Калинин, занималась система Роспотребсоюзов. «Они есть и сейчас, но чтобы разрабатывать документ, нужны деньги. Мы сейчас в ожидании, Технический комитет готов начать работу по разработке стандарта на дикороссы».
«Каждая из стран двигается в направлении выработки национального законодательства, и три из пяти стран имеют уже свои законы - Армения, Казахстан и Россия, - высказалась, в свою очередь, Айна Кусаинова, заместитель директора Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). - На первый взгляд, все схоже, но есть различие в определениях, в порядке контроля качества. Поэтому, говоря об общем сельскохозяйственном рынке органики, мы видим правовой вакуум.
По органике у каждой страны свои требования. Выход в нашем понимании в двух вариантах: либо разработка отдельного соглашения, в котором будут взаимно признаваться документы, либо унификация. В любом случае нужны международные договора. Но наличие отраслевых законодательных актов в странах это уже большой шаг и лучше, чем ничего. На прилавках много товаров со словами «эко» , «био», «зеленое». На сегодня эти принятые законы позволят урегулировать ситуацию на внутреннем рынке, научиться торговать органикой на внутреннем рынке и потом смотреть на внешние рынки».
На площадке ЕЭК была создана профильная рабочая группа, напомнила Айна Кусаинова, где были бы рады видеть экспертов из всех пяти стран, для выработки унифицированных подходов к формированию общего рынка и решению проблем. «В Казахстане имеются сейчас свои национальные стандарты, в Армении, Белоруссии и Кыргызстане нет национальных стандартов, но есть частные стандарты. Но Армения, заметила эксперт, ориентируется на экспорт, они работают под требования заказчиков-импортеров, это облегчает им функционирование системы. Но ситуация на российском рынке и других стран немного другая, надо упорядочивать систему внутри стран».
«Доверие потребителей имеет решающее значение на рынке органики. Правила, которые не заслуживают доверия могут привести к провалу рынка в целом, - считает Ирина Иванилова, Заместитель генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института сертификации - Правила должны отвечать ожиданиям производителей и потребителей».
Также Ирина Иванилова предложила определить единое окно для фиксации переходного периода: «Нужно рассмотреть целесообразность ведения реестра организаций, вступивших в этот конверсионный период, чтобы снизить возможность недобросовестного признания этого периода».
Есть также разночтения в законодательной базе, и их стоит устранить, заметила Ирина Иванилова. Например, в требованиях о применении пищевых добавок: законом это разрешается, а стандартом нет. В целом нормативная база под органическую продукцию есть, она требует конкретизации, в частности, в производстве органики глубокой переработки (можно ли делать органические котлеты или пирожные, или нет, пока непонятно), в требованиях к экспертным группам, в вопросе контроля и аудита переходного периода.
«Наверное, имеет смысл разработать свод правил по органическому производству, в отношении процесса, не продукции, чтобы были единые подходы – и к сырью, и к готовой продукции. Важно частно-государственное партнерство. Надо и внести изменения в Порядок проведения добровольной сертификации органического производства, с целью возможности сертификации по международным стандартам», - высказала предложения представитель Росстандарта.
В свою очередь, Людмила Чикина, начальник отдела по гигиене питания Роспотребнадзора, поделилась с коллегами тем, что видит недостатки в законе, хотя ее ведомство принимало участие в его разработке. «Мы отмечали, что закон носит концептуальный характер, и мы со многим не согласились по ряду причин. Закон, как нам кажется, не позволяет подтвердить, что данный продукт может являться органическим. Нужна сертификация каждого этапа, но законом это не предусмотрено. Само понятие «подтверждение соответствия», то есть определение «органическая продукция», относится к сельскохозяйственным и пищевым продуктам, но что такое органическая продукция, непонятно. Невозможно идентифицировать ее по составу минеральных веществ и так далее. Как я могу оценить, что продукция является органической, только по маркировке? Но у нас сегодня много недобросовестных производителей, которые неправильно себя ведут, нарушая требования и маркировки, и технологии производства. Все эти недостатки могут приводить к риску введения потребителя в заблуждение».
«Закон и стандарты не отменяют требования к безопасности продукции, они устанавливают правила производства продукции», - возразил Анатолий Накоряков, исполнительный директор компании «Савинская Нива», заметив, что сертифицируется сам процесс производства. Дискуссия демонстрировала, что между экспертами, работающими со сферой органики, есть непонимание и некоторые моменты в законе вызывают спорные представления.
«Мы присутствуем при рождении нового рынка, это большое событие, - так оценил будущее вступление закона об органике в силу Алексей Алексеенко, советник руководителя Россельхознадзора. - Есть две серьезные области – это производство органической продукции и контроль и оборот продукции. И там, и там есть и риски, и возможности для развития. Для производства мы сейчас имеем рамочный закон. Нужно будет решить много практических вопросов».
Алексей Алексеенко заметил, что Национальный органический союз сделал огромную работу, но впереди еще много дел: «Речь идет о серьезном крупномасштабном частно-государственном партнерстве, о вовлечении в производство огромной массы мелких аграрных производителей, это ставит новые задачи перед зарождающейся отраслью, нужно будет создавать инфраструктуру».
В том числе нужно будет решать проблему сертификации, заметил Алексей Алексеенко: «В нулевые годы сертификация соответствия превратилась в удобную вывеску, чтобы легализовывать продукцию, которая в некоторых случаях даже не была произведена, я видел сертификаты, выданные на пять лет вперед, это опасность для рынка». Спикер считает, что должна быть создана система аккредитованных компаний, которые будут осуществлять сертификацию, и система должна быть жесткой. «Правила сертификации должны быть зарегистрированы и защищены законом. Когда закон вступит в силу, появится много желающих превратить свою продукцию в премиальную, органическую. Этого надо избежать, - сказал Алексей Алексеенко. - Для контроля такой продукции и сырья мы еще с 2007 года разрабатываем программы прослеживания и проверки на безопасность. У нас есть система прослеживания «Меркурий», было много противников этой системы, но это важно, потому что будет много производителей, которые будут выдавать свою продукцию за органическую. Компаний-призраков быть не должно, продукция таких компаний несет в себе риски».
Алексей Алексеенко предложил создать экспертную группу по оценке существующих рисков, другие спикеры и участники Круглого стола поддержали эту идею.
Татьяна Дамм, заместитель руководителя Германо-российского агрополитического диалога, поделилась опытом развития органического рынка в Германии. «В 2017 году оборот органики в Германии составил более 10 млрд евро, что составляет около 5 процентов всего оборота пищевых продуктов. А еще в 1997 году этот оборот составлял около 1 млрд евро. Органика сегодня это уже 10 процентов от всех предприятий Германии».
Как отметила Татьяна Дамм, рост продукции возник в связи с ростом спроса на продукцию не просто здоровую, но и на продукцию без пестицидов, а также произведенную с мерами по защите животных и охране окружающей среды. «Еще в 20е годы прошлого века впервые возникли частные инициативы, союзы, которые создавали свои натуральные продукты, которая продавалась в магазинах и рынках. В начале 90-х годов произошел скачок продаж: натуральные продукты стали распространяться в сети розничной торговли. И тогда произошел хаос в отношении того, что же называется экологической продукцией. Каждый называл свою продукцию натуральной исходя из своих представлений о натуральности. В 1992 году был принят первый регламент ЕЭС по экологическому и биологическому сельскому хозяйству и была введена законодательная защита терминов. В 2007 году появляется обновленный регламент. В 2014 году начинается дискуссия по ревизии этих регламентов, и уже в этом году ЕЭС утверждает новый регламент, он вступает в силу в 2021 году. Цель базового регламента 834 – создание основы для развития экологического производства, обеспечение бесперебойного функционирования внутреннего рынка, он гарантирует честную конкуренцию, защищает доверие потребителей».
В Германии, подчеркнула Татьяна Дамм, все сельхозпроизводители получают государственную поддержку, а производители органической продукции получают еще большую поддержку, за то, что они защищают окружающую среду.
Helena Drewes (Хелена Древес Боллесен) (Дания), основатель и руководитель компании «Органическая Россия», рассказала, что начала работать с органическими продуктами в начале 90х годов. «На тот момент мы в Дании были на той же стадии, на которой сейчас находится Россия. Многие хотели делать все правильно, но не знали как. Важно понимать, что мы делаем, потому что мы работаем на перспективу. Два важных правила органического земледелия – сохранение плодородия почвы, заботясь о будущих поколениях, и в этом случае нам не нужно использовать пестициды, это самое важное в здоровом земледелии. И второе – здоровье животных».
«Вы любите стандарты, списки, правила. У нас тоже есть правила, но на мой взгляд, органическое земледелие – это движение в направлении улучшения. Дания – единственная страна, которая нас контролирует», - заметила Хелена Древерс.
Спикер поделилась мыслями о том, на какой срез потребителей стоит ориентироваться производителям, чтобы рынок органики развивался активнее: «Мы фокусируемся на таких потребителях, как индивидуалисты и идеалисты. Это та группа людей, которая несмотря на наличие маркировки, готова будет заплатить за продукт. Эта группа людей растет во всем мире и в России. Есть и скептики, которые говорят: «мы не можем накормить все человечество органикой», или «все нас обманывают». Проблема в том, что не все знают, что такое органика. Есть также категория удобных потребителей, которые купят товар просто потому, что на нем есть маркировка. Но если мы сфокусируемся на них, мы забываем о самом главном: о плодородии почвы, благосостоянии животных, потому что это удобная категория потребителей. Нам надо сконцентрироваться на индивидуалистах и идеалистах. Настоящий потребитель имеет терпение, они будут ждать, когда мы разработаем все правила, чтобы удовлетворить их потребности».
«Закон об органике имеет инновационные особенности, - поделилась своим мнением представитель Росаккредитации Адель Лебедева, директор по образовательным программам Национального института по аккредитации.– Например, в части подтверждения соответствия. производства органической продукции отдельно от систем менеджмента – это некий инновационный для нас продукт».
Адель Лебедева рассказала о нюансах аккредитации. С 01 ноября 2018 г. внесены изменения в правила аккредитации, что коснется и органической сертификации.
Например, законом об органическом производстве вносится положение о том, что добровольное подтверждение соответствия будут осуществлять органы по сертификации. Прежде чем подать заявление национальному органу по аккредитации, заявитель будет направлять заявление в Росаккредитацию и заключать договор. Так же будут разработаны отдельные программы по аккредитации. Предусмотрена также возможность взаимной аккредитации, когда между Национальным институтом аккредитации Росаккредитации и иностранным органом по аккредитации заключается соглашение.
Участники Круглого стола получили знания об опыте первой компании-сертификатора, аккредитованной Росаккредитацией, - об этом рассказала Татьяна Волкова, генеральный директор сертификационной компании «Органик Эксперт». «На рынке сертификации наша компания находится уже 6 лет. Сначала мы работали в рамках системы добровольной сертификации, организованной Национальной ассоциацией органических потребителей и производителей, сейчас мы как орган по сертификации аккредитованы в системе добровольной сертификации Национального органического союза. Мы осуществляем сертификацию по ГОСТу 33980-2016, к нам обращаются и компании по органике, которые уже давно на рынке, и те, кто только хотят встать на этот путь. Сейчас сертифицировано 9 компаний, еще 3 компании находятся в процессе сертификации, и мы активно работаем еще с 7 компаниями, которые начали этот процесс».
Спикер рассказала, что сначала идет заочная проверка документов, а затем происходит очная проверка – выезд инспекторов на место, затем уже комиссия выносит решение о выдаче сертификата. Срок сертификата 3 года, в процессе этого срока происходит инспекционный контроль, а если компания от этого отказывается, это серьезный повод для отзыва сертификата.
Есть несколько моментов, нуждающихся в корректировках, считает Татьяна Волкова. «Сейчас каждый, кто создал свою систему сертификации, может придумать свои любые правила. Но по органике создан ГОСТ. Получается, я как орган сертификации должна действовать по правилам функционирования, с другой стороны, существует ГОСТ. Мы действуем по правилам сертификации органического производства. Но мы знакомы с разными системами добровольной сертификации, и иногда правила совершенно непонятны. Вторая проблема – проблема признания инспекционных отчетов других сертификаторов и самих сертификатов, выданных другими органами. Пока на рынке мы единственные, кто аккредитован в Росаккредитации, причем мы сертифицируем именно процесс производства».
Процесс получения аккредитации небыстрый, заметила Татьяна Волкова, у компании он занял полгода. А теперь могут возникнуть новые сложности: «В течение первого года деятельности мы должны пройти процедуру подтверждения компетенций. И тут вот такой подарок: изменения в законодательстве, и теперь мы изучаем, как нам пройти эту процедуру с учетом новых правил».
Еще одна существующая проблема – нюансы в компетенциях экспертов и инспекторов. «В российском законодательстве нет различия между этими специальностями. Инспектор приезжает на место и делает инспекционный отчет, а эксперты принимают решение, но их компетенции разные. На Западе эти понятия разнесены и это могут быть разные люди, а у нас это могут быть одни и те же специалисты. Стоит разделить понятия и дать возможность привлекать к процедуре сертификации инспекторов из регионов», - заметила Татьяна Волкова.
«Мы тоже работали над созданием закона, благодарим всех, кто услышал и принял наши предложения и корректировки. Спасибо президенту, что закон был принят с отложенным вступлением в силу, это дает нам время подготовиться к закону, уже зная правила игры, - отметила Ольга Ратникова, директор ООО «ХИПП». - Мы как добросовестный производитель, прежде чем выбрать орган по сертификации, тщательно его проверили, в том числе аккредитацию. Не каждый производитель будет так делать, и тогда на полках может появиться и фальсификат, конкурентам мы рады, но конкуренция должна быть здоровой».
Еще одна проблема, которую видит Ольга Ратникова, - это сертификация компонентов, сырья: «Мы производим детское питание из органических компонентов, мы вынуждены пока еще завозить сырье, в том числе из других стран. Оно имеет статус «органического». Но как поступит наш сертификатор в отношении наших компонентов? Я вижу два пути: проверка документов и возможность сертификатору выехать на место. Но у нас более 200 компонентов, а поставщиков еще больше, это означает в итоге удорожание нашего продукта, чего мы хотели бы этого избежать. У нас также есть те органические продукты, которые мы завозим. Что должна сделать наша компания с точки зрения дистрибьюции в отношении этих продуктов? Это тоже пробел».
Ольга Ратникова поддерживала идею о создании рабочей группы: «Мы готовы в ней поработать, чтобы решить эти вопросы».
«Те, кто занимается органикой с точки зрения производства, в условии отсутствия закона работали под шапкой европейского закона о маркировке органической продукции, мы являемся обладателями сертификата европейского образца и можем маркировать свою продукцию зеленым листком, - напомнил Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера», еще раз подняв острую проблему сертификации уже работающих производителей. - Как мы будем сертифицировать свой продукт в соответствии с российским законом, не очень понятно. К сегодняшнему дню инфраструктура, которая может помочь функционировать этому закону, отсутствует. Мало производителей, отсутствует система органической сертификации – если мы имеем на рынке одного аккредитованного сертификатора, то у него не может быть сотни сотрудников, которые в любой момент готовы выехать во все уголки нашей Родины, чтобы там проводить сертификацию. А Росаккредитация, как мы услышали, не совсем готова, чтобы аккредитовать действительно профессиональных сертификаторов в этой области».
Илья Калеткин считает, что и Россия может расти в сфере органики такими же темпами, как Германия, чей опыт был транслирован на Круглом столе: «Органические продукты – один из будущих драйверов экспорта. Органическую продукцию из России ждут в Европе. И сейчас те производители органики в России, которые есть, подавляющую часть своей продукции отправляют в Европу».
А еще, заметил Илья Калеткин, не очень хорошо работать на фальсифицированном рынке, где на каждом втором товаре стоят слова «био», «эко», «фермерский»: «Надеемся, что рабочая группа, которую планируется создать, составит дорожную карту, чтобы к началу 2020 года мы подошли с готовой инфраструктурой, чтобы потребители были уверены, что продукт с маркировкой органик действительно соответствует стандартам, которые приняты на законодательном уровне».
«Сегодня у нас действительно мало производителей органики, как сказал Мироненко, их всего около 90, этого мало для нашей большой страны, - согласилась с этой информацией Елена Воронцова, руководитель направления фермерских продуктов сети “Азбука Вкуса». Однако заметила, что для ее компании «фермерство является неким мостиком, чтобы сподвигнуть многих производителей со временем перейти к органике», поэтому «Азбука Вкуса» не отвергает и фермерские продукты.
«Сейчас органик сегмент у нас в основном представлен зарубежными производителями, в основном бакалея. Отечественные производители у нас тоже представлены, мы всегда спрашиваем у них о сертификате, в следующем году требования будут строже, - рассказала Елена Воронцова. - Мы хотим, чтобы становилось больше отечественных производителей органики».
Что касается выделения продуктов на прилавках, заметила Елена Воронцова, сейчас в «Азбуке Вкуса» активно представлен блок ЗОЖ: «Мы идем от потребителя, который приходит за здоровыми продуктами, в этот блок мы включаем и органику. В следующем году мы планируем разбить это на секции или отделы в зависимости от ассортимента». Обратившись к коллегам по цеху, Елена Воронцова отметила важность информирования потребителей: «Мы должны вместе с вами обучать потребителя, чем, например, отличается органический продукт от фермерского. Это должна быть простая понятная форма – ролики или методические пособия».
Подводя итоги Круглого стола, Олег Мироненко обратился к участникам дискуссии: «У меня просьба к производителям, к представителям ведомств, чтобы идея с созданием рабочей группы, чтобы мы подготовились к вступлению закона в силу, осуществилась. Без совместных действий, если хотя бы одно звено выпадет, мы не придем к результату. Надеюсь, мы сможем реализовать этот проект подготовки к началу работы закона».
Исполнительный директор Национального органического союза Мироненко О.В.