В последние годы наблюдается изменение приоритетов спроса россиян в отношении продуктов питания: люди обращают особое внимание на такие факторы, как полезность, питательность и, особенно, безопасность продукции. Об этом заявил в понедельник на парламентских слушаниях в Госдуме президент Ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников. По его словам, в результате в настоящий момент потребность населения Российской Федерации в овощах защищенного грунта составляет более 2,2 млн тонн (при норме 15 кг на человека в год).
«Возросшая в последние годы у людей озабоченность здоровьем способствовала росту потребления овощной продукции. Потребители стали активно переходить от покупки таких овощей как капуста и картофель к салату, томатам и огурцам. Значительно возрос спрос на органическую продукцию. Причем, этот тренд определяется в том числе и введением законодательного регулирования данной сферы с принятием в 2018 году Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предполагается, что в ближайшие годы органическая продукция станет еще более популярной среди россиян», - отметил Ситников. Он подчеркнул, что этот фактор станет одним из определяющих роста экспортного потенциала страны. Соответствующая задача была поставлена правительством РФ и в настоящее время уже сделаны первые шаги в этом направлении - экспорт томатов и огурцов вырос в 2 раза: составляет 30 тыс. тонн и будет расти.
Он рассказал, что в период с 2014 по 2018 годы был отмечен ощутимый инвестиционный рост в овощеводстве защищенного грунта – построено и введено в эксплуатацию более 830 га теплиц, и на стадии строительства в 2019 году находятся еще более 300 га.
За последние 5 лет производство тепличных овощей в сельскохозяйственных организациях страны увеличилось в 2 раза с 615 тыс. тонн до 1,1 миллиона тонн в 2018 году. К 2024 году планируется выйти на показатель 1,5 млн тонн овощей в год.
Конечно, основными культурами защищенного грунта являются томаты и огурцы, но необходимо также не забывать и о такой продукции, как грибы, импорт которых составляет до 85-90 % от всего объема потребления, а также баклажаны, сладкий перец, ягоды и другие продукты, потенциал отечественного производства которых очень и очень высок, отметил президент Ассоциации.
«Хочу особо отметить, что в последнее время наблюдается тенденция снижения цены реализации продукции, что делает ее более доступной для экономически незащищенных домохозяйств и существенно конкурентной, в том числе и на внешних рынках. Ключевым условием экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции является возможность доступа на новые рынки. И цена во многом возможности доступа повышает», - подчеркнул Ситников.
В целом, как рассказал Ситников, в последние годы сельское хозяйство Российской Федерации демонстрирует устойчивую положительную динамику, обеспечивающую рост его экспортного потенциала. Вместе с тем, внешняя торговля Российской Федерации с зарубежными странами по-прежнему характеризуется отрицательным сальдо российского торгового баланса по сельскохозяйственной продукции и продовольствию.
В настоящее время факторами, сдерживающими качественное увеличение объемов экспорта продукции АПК, являются: недостаточность объемов производства, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью; низкая конкурентоспособность части производимой продукции; ограничения экспортной логистической инфраструктуры несовершенство системы ветеринарной и фитосанитарной сертификации продукции АПК; недостаточно эффективная система продвижения российской продукции на внешних рынках, а также нехватка квалифицированных кадров по ведению внешнеэкономической деятельности в АПК, владеющих знаниями в сфере регулирования многосторонней торговой системы.
Ассоциация «Теплицы России»
Фото: архив СХВ