По оценке Минсельхоза, в прошлом году доля отечественных семян в общем объеме посевов сахарной свеклы составила 3%, картофеля — около 9%, подсолнечника — 22%. По мнению заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, это говорит о недостаточной эффективности реализуемых мер господдержки отечественных семеноводов, а также об отсутствии должного спроса на российские семена со стороны аграриев.
Ускорить процесс импортозамещения, по мнению чиновников, может помочь квотирование импорта семенного материала из недружественных стран. Если решение будет принято, то ограничения на ввоз семян картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, рапса, подсолнечника и сахарной свеклы могут быть введены с 1 января по 31 декабря 2024 года. Но это скорее приведет к дефициту материала для сева, так как российские селекционеры и семеноводы сейчас вряд ли успеют заместить выпадающий из-за квот объем.
Для создания высококачественных, урожайных семян и гибридов необходимо намного больше времени, чем дает семеноводам правительство на сегодняшний день, подчеркивает гендиректор «Прогресс Агро» (Краснодарский край) Леонид Рагозин. Сама компания вносит активный вклад в импортозамещение в данном секторе, так как имеет собственные компетенции и экспертизу в производстве и подработке семян гибридов кукурузы, озимой пшеницы, подсолнечника и ячменя, а также многолетний опыт селекции гибридов кукурузы и подсолнечника, способных конкурировать с новейшими зарубежными разработками. Так, только за последние пять лет селекционеры «Прогресс Агро» создали 38 районированных гибридов кукурузы «Ладожский». Общая площадь земли для ведения селекционной работы составляет 40 га. «Ладожские» поставляются аграриям не только России (в южные регионы, Калининградскую область, на Дальний Восток), но и экспортируются в Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан.
Однако для активизации процессов замещения импорта в селекции всех агрокультур рынку требуется ряд изменений, считает Рагозин. Например, одно из нововведений российского госаппарата – взимание высокой платы испытаний новых гибридов для компаний агросектора (ранее были бесплатными для российских компаний) накладывает на отрасль дополнительные расходы. «Даже крупные агрохолдинги, такие, как «Прогресс Агро» теперь не могут себе позволить испытывать, районировать и масштабировать новые гибриды кукурузы и подсолнечника в нужных объемах, ведь введенная Госреестром плата доходит до миллионов рублей, - отмечает руководитель. — Это тормозит не только импортозамещение в конкретном агрохолдинге, но и развитие селекции на территории страны, не говоря уже о мелких и средних предприятиях с селекционной базой».
Сдерживает развитие селекции и нехватка государственных площадок для испытаний (районирование по стране), а также отсутствие возможности проводить испытания круглогодично, как это делают иностранные компании перенося испытания в страны с теплым климатом. Именно поэтому сроки создания новых гибридов в нашей стране больше, чем за рубежом, обращает внимание Рагозин. «Если мы хотим наращивать темпы импортозамещения в семеноводстве, то нам остро необходим диалог и совместная работа государства и бизнеса как над упрощением процессов проведения испытаний (регистрации), так и в отношении поддержки науки в этой области», - отмечает он.
Пресс-служба