- Сергей Васильевич, в Ленинградской области ведется активная работа по развитию сельского хозяйства, особенно в сфере земельных вопросов: осваиваются новые участки, разрабатываются программы, стартовал новый проект «Ленинградский гектар». Каких еще изменений нам стоит ждать в связи с тем, что Министерство экономического развития РФ объявило о начале инвентаризации плодородных земель?
- Пока рано говорить об этом. На сегодняшний день Минэкономразвития РФ поставило задачу перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в течение года провести работу по инвентаризации всех объектов недвижимости в сфере сельского хозяйства, в том числе земельных участков. Не располагая полной картиной, невозможно принимать какие-либо конкретные решения, особенно управленческие.
Задача перед Росреестром стоит глобальная. Сегодня на кадастровом учете состоит всего 25 – 28 % сельскохозяйственных земель. С каждым годом это количество увеличивается всего на пару процентов.
Официальный старт инвентаризации плодородных земель сдерживают большие затраты, которые потребуются для ее реализации. Но депутаты Комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ выступают инициаторами законопроекта и настаивают на проведении инвентаризации и постановке на кадастровый учет всех сельскохозяйственных земель. Мы уверены, что данная программа даст положительный результат, как для экономического развития страны, так и для бюджета, который сможет пополниться дополнительными налогами.
По завершении инвентаризации для собственников земельных участков наступит совсем другая зона ответственности. Если земля не будет поставлена на кадастровый учет, она будет передана государству.
- Связан ли как-то с этой программой законопроект «О плодородии земель»?
- Необходимость законопроекта назрела давно. С помощью него депутаты Госдумы РФ хотят внести изменения в Федеральный закон № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 года, чтобы уточнить обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Ранее большинство земель сельскохозяйственного назначения находились в государственной собственности, сегодня преобладает частная собственность.
Законопроект будет рассмотрен в Госдуме РФ в июне текущего года. В целом, возражений по нему у нас нет, но есть вопросы, требующие доработки и внесения определенных изменений. Речь идет об уточнениях, какая ответственность возлагается на собственника или арендатора земли, достаточно ли хорошо он ее возделывает, не ухудшились ли ее плодородные качества. Также важно, чтобы землю постоянно удобряли микроэлементами, сохраняли необходимый воздушно-водный режим, засеивали качественными сортовыми семенами. Сегодня государство оказывает большую поддержку сельскохозяйственному сектору – субсидии, гранты, различные программы, а значит, собственники или арендаторы земель должны отвечать за состояние почвы.
- Учитывая, что в Ленинградской области животноводство превалирует над растениеводством, в регионе активно развивается программа мелиорации земель. Она началась еще, когда вы работали в Правительстве Ленинградской области. Как сейчас обстоят дела в этой области?
- Действительно, когда я возглавлял региональный Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, вместе с коллегами мы приводили определенные доводы и доказывали членам правительства Ленинградской области и депутатам необходимость выделения средств из бюджета для приведения наших земель к нормативу по Северо-западному федеральному округу. Помимо капитального ремонта и культуртехнических работ необходимо поддерживать в надлежащем состоянии мелиоративные объекты.
В 2019 году продолжится ведомственная программа «Развитие мелиоративного комплекса России», на которую выделено более 13 млрд рублей. На 2020 год запланирована примерно такая же сумма. На реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (межбюджетные трансферты) предусмотрено 5,8 млрд рублей, на 2020 год – 5,1 млрд рублей.
Также по программам мы компенсируем затраты на проектные работы по реконструкции дорогостоящих объектов. Благодаря этому в Ленинградской области на сегодняшний день имеется определенный запас проектов, которые могут начать реализовываться сразу же, как поступает дополнительное финансирование.
- Каким образом научные технологии можно внедрить в сельское хозяйство? С одной стороны, Агрофизический научно-исследовательский институт разрабатывает новые технологии и предлагает интересные программы. С другой стороны, Ленинградская область по каким-то причинам не может принимать участие в этих программах. Возможно ли наладить взаимодействие для развития цифрового сельского хозяйства?
- Технический прогресс и развитие любого производства невозможны без науки. Мы в этом убедились после того, как наука на протяжении определенного времени пребывала в упадке. Сегодня мы сажаем только 30 % отечественных сортов картофеля от общего объема. Остальные – импортные. Практически 90% семян, используемых в овощеводстве, также закупаются за границей. Это же касается мясного животноводства, производства яиц. Подобная зависимость может подвести нас и привести к потере урожая, и как следствие – упадку экономики.
Задача научно-технической федеральной программы, разработанной до 2025 года, как раз заключается в налаживании взаимодействия с научно-исследовательскими и агрофизическими институтами. Координаторами программы выступают Министерство сельского хозяйства и Министерство науки. Программа включает в себя грантовую и другие виды поддержки.
Одно из направлений программы развития сельских территорий также предусматривает компенсацию затрат на обучение специалистов сельского хозяйства, что является хорошим подспорьем. Надеюсь, все это будет способствовать взаимодействию науки и сельхозтоваропроизводителей.
- По результатам исследований нехватка йода, которая характерна для всех жителей Северо-Западного региона, сказывается на здоровье граждан не самым лучшим образом. Ученые Агрофизического института предлагают интересную программу – кормить коров специальными кормами, обогащенными йодом, чтобы улучшить свойства молока и расширить его полезные качества. Депутаты ГосДумы РФ планируют поддержать этот проект?
- Действительно, по данным Минздрава РФ в России йодированную соль в пищу употребляют менее 30 % жителей, в отличие от входящих в Евразийский экономический союз стран (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), где введено всеобщее йодирование соли. Проблема возникновения заболеваний, связанных с дефицитом йода, в настоящее время является одной из актуальных проблем в России и не только на Северо-Западе.
Министерство здравоохранения РФ инициировало законопроект, который предлагает в качестве профилактики йододефицитных заболеваний обогатить пищевую соль йодатом калия, а также использовать такую соль для изготовления продуктов, за исключением тех, в которых ее использование недопустимо (сыр, сырные продукты, продукты переработки океанических рыб и морепродуктов). Кроме того, при производстве хлебобулочных изделий, использование йодированной соли становится обязательным. Таким образом, суммарное суточное потребление за счет йодированной соли и хлеба, изготовленного с ее использованием, обеспечит около 90 % от рекомендуемой нормы суточного потребления йода.
Законопроект уже поступил в Госдуму РФ и проходит обсуждение. Согласно ему в стране с 2020 года будут приняты меры по всеобщему йодированию пищевой поваренной соли и применению ее в продуктах для профилактики йододефицитных заболеваний. Будущее у законопроекта точно есть.
- Что бы вы сказали начинающим фермерам, которые хотят начать работать на земле?
- Мой опыт позволяет говорить о том, что фермерам оказывают большой объем разноплановой поддержки. Многие граждане перешли работать в сельское хозяйство благодаря таким программам, как «Начинающий фермер», «Семейная животноводческая ферма», «Агростартап» и другим. Безусловно, это непростой труд. Каждый фермер должен быть немного технологом, финансистом, экономистом, механизатором, ветеринаром, а для этого необходимо постоянно учиться.
Надеюсь, что программа «Ленинградский гектар» докажет свою эффективность, а его участники – свою заинтересованность в развитии собственных фермерских хозяйств и всей территории Ленинградской области. В этой связи правительству региона уже сейчас необходимо озаботиться и другими аспектами программы помимо выделения земельных участков. Речь идет о развитии транспортной и инфраструктурной сетей вокруг этих участков, а также реализации продукции фермеров.