24 апреля 2018 года в Москве в гостинице «Украина» состоялось третье заседание «Молочных сессий», организаторами которых выступили информационно- аналитическое агентство Milknews и крупнейшее объединение производителей молока и молочных продуктов в России Союзмолоко. В мероприятии приняли участие производители, переработчики молока и сервисные компании, а также средства массовой информации.
Первая секция была посвящена обсуждению текущей ситуации в отрасли и тенденций спроса и предложения на российском и мировом рынках. Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов в своем докладе отметил, что рынок находится в достаточно тепличных условиях в последние несколько лет, однако в 2017 году начался перелом: фактором, определяющим динамику развития рынка, стал спрос, который сократился на 6-7%.
«В этом году мы видим негативную ценовую динамику, что связано с затовариванием рынка, сокращением спроса и исчерпанием эффекта девальвации рубля», - заявил Белов. По оценкам Союзмолоко, в ряде регионов ситуация приближает цену к уровню себестоимости, которая в ближайшие месяцы будет расти.
R&D директор категории молочных продуктов PepsiCo Россия Сергей Перминов рассказал о трендах, которые принимает во внимание один из крупнейших переработчиков страны. По его словам, особой популярностью пользуется продукция, произведенная из местного сырья и местными переработчиками, органическая продукция, обогащенные продукты питания. Александр Гельфанд, директор по развитию бизнеса Boccard в России, в своем выступлении потенциал категории греческого йогурта на примере нового завода «Чобани» на 5 млн литров переработки в день. Генеральный директор компании “А2 молоко” Вартан Аветов рассказал о новой молочной категории в мире: «Первым производителем в мире стала новозеландская А2 Milk Company - за 10 лет ее капитализация выросла в 10 раз».
В рамках второй секции участники обсудили рынок технических ингредиентов и технологические новинки в молочной отрасли. Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев представил доклад по новому сегменту: рынок в 2016 оценивался в $10 млрд, а к 2020 планируется рост до $12 млрд.
Генеральный директор «Tetra Pak» в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии Урош Кепиц заметил, что более 50% оборудования устарело, а имеющиеся мощности задействованы менее чем на половину.
«Грядет ветер перемен, потребитель становится более требовательным, и эффективное производство станет основой молочного рынка в будущем, - заявил Кепиц. - Индустрия трансформируется в сторону эффективности и прозрачности (высокая производительность и автоматизация, прослеживаемость, "умная" упаковка), а эффективное производство и логистика молока позволяют добавлять меньшие объемы более маржинальных молочных продуктов».
Башир Узденов, управляющий партнер ООО “Бассон”, считает, что за последние 10 лет отрасль сильно шагнула вперед, но кадров все равно не хватает - начиная с технического персонала до руководства. В целом, по его оценкам, российские предприятия готовы вкладывать в новые форматы упаковки для продуктов - сегодня 80% молока в пластиковой упаковке. Глава Российского офиса компании Кизельманн Баранов Сергей подробно рассказал о следующих новых трендах на рынке: комбинированные фильтрационные решения, микропартикуляция, производство КСБ/ИСБ, замена сухих компонентов жидкими и, конечно же, функциональные продукты.
Спонсорами заседания "Молочные сессии" стали компании Бассон и Kieselmann.