Союз органического земледелия готовит поправки в законопроект об экологической продукции

Союз органического земледелия готовит поправки в законопроект об экологической продукции

Летние отпуска – традиционное время для проведения неудобных резонансных законов. Минсельхоз РФ разработал и представил на портале regulation.gov.ru новый законопроект «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии». Общественное обсуждение законопроекта продлится до 5 августа.

Союз органического земледелия не участвовал в разработке данного законопроекта и готовит поправки к нему. Мы категорически возражаем против принятия закона в предложенной редакции. Призываем членов и партнеров Союза органического земледелия принять участие и прислать свои замечания до 2 августа. С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Союза органического земледелия.

Опубликованный законопроект лишает смысла производство органической продукции в России для внутреннего рынка. Критерии отнесения продукции к экологически чистой, установленные в законопроекте, позволяют фактически ВСЮ сельскохозяйственную продукция произведенную в России, назвать экологически чистой, при этом предполагается аналогичная органической продукции система учета и поддержки.

Роковой ошибкой стало непризнание международных стандартов производства органической продукции в федеральном законе №280-ФЗ. В результате, при первом же боковом ветре, российская органика будет сметена напором новой российской «экопродукции». Предполагается, что законопроект об экологической продукции вступит в силу в январе 2021 года. 

Сергей Коршунов, Председатель Правления Союза органического земледелия, к.п.н., член Общественного совета Минсельхоза России:

«Законопроект пока, к сожалению, бессодержательный и во многом дублирует текст принятого в 2018 году федерального закона №280-ФЗ об органической продукции. В нем разрешается то, что запрещено в органическом сельском хозяйстве, при этом продукция будет получать статус экологически чистой. 
Фактически две основные проблемы законопроекта:

1.    Не установлены четкие критерии экологически чистой продукции и система подтверждения соответствия – в чем ее экологичность, чем она отличается от традиционной, зачем ее вообще производить, какая цель этого вида сельхозпроизводства. Происходит смешение и подмена правовых понятий «органический» и «экологически чистый», что влечет за собой обратный эффект — полную потерю доверия к российским системам верификации органической и экологической продукции.

2.    Идеология законопроекта совершенно не соответствует восприятию понятия «экологически чистой продукции» среди отечественных и зарубежных потребителей. Нет ни слова о принципах устойчивого развития, защите окружающей среды, снижении антропогенной нагрузки в сельском хозяйстве.

Мы считаем, что в таком виде, закон не отвечает тем целям, которые были указаны Президентом в послании к Федеральному Собранию, не будет способствовать увеличению количества реально экологически ориентированных предприятий, не будет способствовать развитию производства и росту экспорта сельхозпродукции».

В законопроекте об экологически чистой продукции предлагается разрешить применение агрохимикатов ограниченной группы. При этом не указано что это за ограниченная группа и в чем конкретно заключаются ограничения? При производстве экологически чистой продукции также не запрещается применять антибиотики, стимуляторы и гормоны роста (или прогормоны).

Помимо законопроекта об экологически чистой продукции по аналогии с органической продукцией готовится национальный стандарт ее производства, единый государственный реестр и единый государственный логотип. Законопроект об экологически чистой продукции взаимоувязан со стандартом ее производства. При этом текст стандарта еще неизвестен. Также, как и неясен механизм контроля за производством экологически чистой продукции. Будет ли контролироваться только конечный продукт, или это будет контроль полного жизненного цикла производства экологической продукции? Союз органического земледелия подал заявку на включение в ТК Росстандарта по разработке указанного стандарта, и планирует принять активное участие в этой деятельности.

В пояснении к законопроекту говорится: «Отсутствие в Российской Федерации нормативного правового регулирования в области производства экологически чистой продукции не позволяет России выступать полноценным участником на международном рынке экологически чистой продукции». О каком международном рынке экологически чистой продукции идет речь?  Есть международный рынок органической продукции. Есть требования стандартов устойчивого развития на международном сельскохозяйственном рынке, таких как ISO 14001 (ISO 14024) или GlobalGAP. Но указанный законопроект вообще не об этом, к сожалению. Таким образом, маркированная российским экологотипом продукция не получит признания и статуса на международном рынке. А значит не будет выполненная одна из основных целей законопроекта – увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.

В сводном отчете об оценке регулирующего воздействия законопроекта об экологической продукции отсутствует информация об анализе влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Также, как и описание социально-экономических последствий реализации проекта, оценка соответствующих расходов и возможных поступлений бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования и др. важные данные.

Международные системы сертификации, верификации и маркировки органической продукции, которые работают более 50 лет и получили признание потребителей, в данном случае могли бы спасти российскую органику и страховать от подобных решений в будущем. Союз органического земледелия продолжает выступать за их признание на территории России.

Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта и прислать свои замечания и предложения до 2 августа на электронную почту: info@sozrf.ru

www.soz.bio