Три года локализации, которые не прошли даром

Три года локализации, которые не прошли даром

Ровно три года назад, в 2016 году в Ростове-на-Дону был выпущен первый локализованный трактор семейства RSM 2375. Сегодня история этой машины, изначально созданной в Канаде, продолжается. Для Ростсельмаш и всего российского машиностроения превращение 2375 стало настоящей вехой.   

Начиная с 2009 года Ростсельмаш выпустил более 2 тысяч тракторов собственного производства. В те годы на площадке предприятия в Ростове, в колыбели российского комбайнового производства приступила к сборке популярной модели канадского трактора 2375. Уровень локализации тогда составлял всего 10%, то есть по сути это была «отверточная» сборка крупных деталей, агрегатов и узлов, которые доставлялись из Канады. Однако уже через несколько лет в стране возникли предпосылки для открытия полноценного производства.

Напомним, что в 2013-м году, Правительство РФ утвердило новые правила предоставления сельхозпроизводителям субсидий на покупку техники (так называемая программа №1432). Аграрии могли покупать отечественную технику с дисконтом 15-30% от ее стоимости. При этом, а государство возмещало эти средства машиностроителям. За несколько лет общий объем таких субсидий увеличился более чем в десять раз: с 400 млн рублей в 2013 году до 5,2 млрд рублей – в 2015-м. Тогда же федеральное правительство заложило порядка 20 млрд рублей на «ускоренное замещение импорта, докапитализацию Росагролизинга и субсидии заводам, производящим сельхозтехнику». Помимо этого, серьезные средства (более 50 млрд рублей) были направлены на компенсацию прямых понесенных затрат при строительстве и модернизации объектов АПК, а также на покрытие части затрат на обслуживание инвесткредитов, предоставленных аграриям. Всего на реализацию различных программ в сельском хозяйстве России было выделено свыше 230 млрд рублей. Беспрецедентная поддержка подтолкнула руководство Ростсельмаш к созданию тракторного производства.

Новые горизонты для Ростсельмаш

При создании стало постановлением правительства РФ №719 от 1 октября 2015 года, в котором были зафиксированы критерии, по которым промышленная продукция относится к российской. Соответствие таким критериям позволяло отечественным предприятиям рассчитывать на субсидии от государства. Так вот, тракторы и самоходные комбайны, согласно указанному выше постановлению, считаются отечественными, если на производственной площадке в РФ локализовано не менее 14 технологических операций.

На Ростсельмаш создали несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, был полностью реконструирован сборочный корпус, который оснастили самым современным оборудованием.

Выпуск нового российского трактора решили начать с модели 2375. Выбор в компании Ростсельмаш объясняют просто: 2375 – универсальная машина, востребованная сельхозпроизводителями, идеально подходит для большинства хозяйств России. Этот трактор является одним из самых надежных, тяговитых и экономичных в своем классе. Вдобавок он очень прост в эксплуатации. Минимум электроники делает машину доступной максимально широкому кругу аграриев. 

Полноценное производство тракторов на ростовской площадке Ростсельмаш стартовало в мае 2016 года. В считанные месяцы здесь собрали 50 машин. Это была так называемая «производственно-экспериментальная партия», на которой отрабатывалась технология, выявлялись белые пятна и учитывались ошибки. Оттачивался процесс. После этой партии тракторы становились все «более российскими». В производстве уже применялись российские комплектующие, качество которых было на уровне лучших мировых аналогов. Далее пошли и некоторые опциональные изменения. К концу 2016 года Ростсельмаш выпустил уже более 160 новых энергонасыщенных тракторов.

Изучение опыта эксплуатации машин из первых двух сотен и отзывов механизаторов позволило конструкторам предприятия внести несколько «локальных» нововведений. В частности, была добавлена возможность агрегирования с любыми орудиями, существенно проще стало обслуживание трактора в полевых условиях (например, возможность продувать радиатор и фильтры).

Кстати, для внедрения новых опций на производстве была разработана новая программа развития, где зафиксированы такие позиции, как пневмокомпрессор, пневмотормоза прицепа, улучшение гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрение собственной системы дистанционного мониторинга Agrotronic. В 2000-й серии появилась и совершенно новая модель - RSM 2400, обладающая более высокой производительностью и мощностью двигателя.

Новая производство создало новые компетенции

Сегодня в цехах Ростсельмаш происходит сборка, сварка и покраска несущей рамы, а также производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску). Монтаж и покраска моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства. Монтаж системы электрооборудования, сборка и монтаж гидрооборудования. Всего, с 2016 года на ростовской площадке компании локализовано около 15 компонентов (или почти 1100 деталей). Составлены проекты по локализации комплектующих еще по 54 направлениям.  

Еще 1190 технологических изделий, со слов представителей Ростсельмаш, приобретается у сторонних предприятий. Наиболее крупные детали и узлы поставляются из 14 городов России. Взаимодействие с поставщиками, помимо развития промкооперации, позволяет решить и другую важную государственную задачу – создание высококачественной отечественной компонентной базы.

На данный момент уровень локализации трактора РОСТСЕЛЬМАШ 2375 (RSM 2375) составляет 70%. Это значит, что в России производится большая часть комплектующих для этой техники. Оставшиеся 30% приходится на такие крупные сложные «детали», как двигатель и коробка передач (трансмиссия). Они пока иностранного производства. В ближайшем будущем Ростсельмаш решит вопрос об организации производства коробок передач на своей территории. А в среднесрочной перспективе может быть успешно решен вопрос и с установкой отечественного двигателя. Полная локализация производства RSM 2375 в нашей стране позволит сделать эту модель еще более доступной для аграриев. Сохранив при этом высокий уровень качества самой техники.   

Кстати, всего за минувшие три года Ростсельмаш, только, тракторов RSM 2375, пользующихся устойчивым спросом со стороны средних хозяйств и фермеров, выпустил более 1 800 единиц. И это, как уверяют в компании, далеко не предел. Развиваются 2000-я и последующие серии, а в недалекой перспективе – строительство в Ростове полноценного завода, способного предложить селянам всю линейку тракторов – малой, средней и высокой мощности.     

РОСТСЕЛЬМАШ