Экспорт сельхозтехники из России в первом полугодии 2017 г. вырос в 1,5 раза до 4,1 млрд руб. В Минпромторге считают, что рост экспорта сельхозтехники связан с улучшением ее качества, а также разработкой новых, уникальных технологий. Дополнительными причинами роста стали господдержка и выгодный курс рубля. С чего начать экспорт? Как воспользоваться государственной поддержкой? – обо всем этом и многом другом, рассказала ведущий эксперт по экспорту сельхозтехники Ассоциации «Росспецмаш» Ольга Серебринникова
- Каким образом меняется экспортная география российских компаний в последнее время?
- Если еще пару лет назад мы говорили об экспорте машин в страны СНГ и первых выставочных успехах российской продукции машиностроения в Европе, то теперь в приоритете торговые поставки в страны ЕС, наращивание активного присутствия российской техники в данном регионе. Это и появление обширной дилерской сети, формирование сервисной сети, создание локальной логистической системы снабжения клиентов запасными частями.
Кроме того, нельзя не отметить и активное освоение новых рынков, можно даже сказать - новых континентов.
- Как Вы можете оценить итоги первого года введения программы «Паспорт приоритетного проекта»?
- По сути, еще рано говорить даже о завершении этого первого года. Пока доработаны и успешно реализуются, оказывая реальную поддержку экспортерам, лишь несколько инициатив, в числе которых возмещение затрат на транспортировку, софинансирование затрат экспортеров на участие в выставках, компенсация затрат на сертификацию.
Паспорт проекта с его продуманными и -несомненно весьма перспективным мерами поддержки - еще не показал себя на полную мощность. Дело тут и в том, что не все обозначенные меры поддержки в полном смысле реализованы, а также в том, что не все компании-производители осознали себя в качестве экспортеров
- Что, на Ваш взгляд, останавливает компании для получении сертификации экспорта?
- Думаю, отсутствие объективных знаний в области данного процесса. В первую очередь получения сертификата соответствия на свою продукцию требуется компаниям, заинтересованным в экспорте в Европейский Союз.
- Как компаниям с маленькими объемами экспорта попасть в программы РЭЦ?
- Небольшие объемы экспорта не являются объективным препятствием для попадания в «программы» РЭЦ. Воспользоваться услугами АО «Российский экспортный центр» может абсолютно любой экспортер - производитель сельхозмашин. Компания должна лишь получить в Минпромторге России подтверждение о соответствии ее продукции и процессу производства требованиям Постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719
- Как стимулировать экспорт сельскохозяйственной продукции, как организовать поставку пилотной экспортной партии?
- Если говорить о выходе на отдельно взятый рынок, то первая экспортная партия начинается с поиска заинтересованных клиентов и надежных торговых партнеров. Базовым и основополагающий инструментов, который решает обе эти задачи, является участие в международных выставках с демонстрацией своей продукции.
Надеемся, что в 2018 году у нас будет возможность оценить эффективность такой меры государственной поддержки экспорта, как маркетинговая работа с иностранными потребителями (байерами), но уже не территории Российской Федерации.
Так, в октябре 2018 года в МВЦ «Крокус-Экспо» пройдет международная специализированная выставка «АГРОСАЛОН», которая представит полный спектр российских машин и оборудования для АПК. Очень надеемся, что будет отработан механизм приглашения/привоза иностранных посетителей, групп ключевых клиентов и стратегических партнеров на данное мероприятие - с вовлечением в этот проект и АО «Российский экспортный центр».
3 октября 2017 в Москве состоится IV Российский Агротехнический Форум, при поддержке Минпромторга РФ. Ключевая тема форума «Как сохранить устойчивый рост в отрасли сельхозмашиностроения? Условия, задачи, возможности».