13–14 декабря 2018 года в Минске прошла международная конференция «Более экологичное сельское хозяйство на благо устойчивого моря / Конференция GRASS 2018. Сельское хозяйство в регионе Балтийского моря и Цели устойчивого развития». Эксперты разных стран поделились мнениями и опытом развития органического сельхозпроизводства.
В конференции «Более экологичное сельское хозяйство на благо устойчивого моря / Конференция GRASS 2018. Сельское хозяйство в регионе Балтийского моря и Цели устойчивого развития», которая прошла в Минске 13-14 декабря 2018 года, приняли участие представители Хельсинской Комиссии (Хелком), Coalition Clean Baltic, ФAO, МИД Беларуси, МСХП, ПРООН, WWF BEP. Конференцию посетили депутаты Парламентской комиссии по сельскому хозяйству, представители министерств и ведомств, представители учебных и исследовательских институтов НАН Беларуси, специалисты сельского хозяйства, заместители председателей райисполкомов по сельскому хозяйству и продовольствию.
В рамках второго дня работы конференции 14 декабря прошла 6-я Международная конференция «Органическое сельское хозяйство Беларуси и цели устойчивого развития».
Приветствуя участников конференции,
Татьяна Карбанович, замначальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства Беларуси, заметила, что сейчас в Белоруссии уже идет комплексное развитие органики – законодательная, производственная база и научные разработки. «Мы хотим дать возможность этому направлению развиваться в нашей стране. Это серьезный сегмент экономики. Мы в центре Европы и не можем не присоединиться к развитию органики», - заметила Татьяна Карбанович.
Михаил Дуркин, исполнительный секретарь Коалиции «Чистая Балтика», напомнил собравшимся, что осенью 2018 года случилось несколько знаковых событий, в Украине, России, Беларуси были приняты законы об органике: «Важно, что власть обращает внимание на развитие органического сельского хозяйства. Чтобы двигаться в сторону устойчивого развития в Балтийском регионе, нужны активационные процессы. Обучение, образование, передача технологий, вовлечение всех заинтересованных сторон. Это позволит всем нам говорить на одном языке и вместе искать общие решения для достижения общих целей – благосостояние и сохранение чистой и здоровой окружающей среды».
Ольга Щиглинская, эксперт белорусской компании Агро-Эко-Культура, выразила надежду, что участники конференции, представители бизнеса, власти, аграрного сектора и СМИ, смогут общими усилиями популяризировать тему органического сельхозпроизводства: «Хотелось бы сделать нашу страну сердцем чистого земледелия в Европе, а белорусский органический продукт должен попадать на стол дошкольникам и школьникам, чтобы мы растили здоровую нацию».
Евгений Лобанов, директор Центра экологических решений, отметил, что на конференции собрались представители Швеции, Польши, Латвии, России, Белоруссии и других стран Балтийского региона. «Важно обращать внимание на цели устойчивого развития. Одна из целей – ликвидация голода –непосредственно связана с органическим сельским хозяйством, поскольку одним из показателей выполнения этой цели является количество гектаров земли, которые находятся под обработкой методов органического сельского хозяйства, - считает Евгений Лобанов. - В республике Беларусь под эгидой Министерства экономики готовится программа устойчивого развития Беларуси, что касается органичского производства, то в программу внесены амбициозные показатели – увеличение до 2 процентов земель , которые обрабатываются методами органического хозяйства, до 2035 года, сейчас это порядка 0,01 процента земель».
Сейчас, напомнила Наталья Поречина, представитель Центра экологических решений, начнется важная работа по подготовке подзаконных актов. Основным индикатором того, развивается органическое производство или нет, является факт, покупают ли люди органическую продукцию, поэтому важна роль просвещения, и это еще одна тема дискуссии. Важно, что конференция стала традиционной и мы можем обсудить все острые вопросы, заметила эксперт.
Любомир Клепач, представитель Центра экологических решений, поделился результатами исследования сферы органического производства. Он сообщил, что в мире рынок органики колеблется от 10 до 12 процентов в зависимости от разных стран. Он растет стабильно, вне зависимости от цен на нефть, показателей биткоина и так далее, и будет расти, по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет. В таких странах, как Австрия, Швеция, Эстония, Швейцария более 10 процентов органических земель. Украина в десятке европейских лидеров по органическим землям. Россия прибавила в 2014 году 100 тысяч гектаров органической земли. В 2016 году рынок органики Европы и США был на равных - около 40 млрд евро.
«В Национальной стратегии развития Белоруссии до 2030 года прописано развитие органического хозяйства, - заметил Любомир Клепач. - 2018 год стал для Белоруссии переломным, закон об органике был принят в парламенте и подписан президентом. А начиналось это в 2013 году. Мы пока как страна в общемировой статистике не фигурируем. Это для нас задача, которую надо решить».
Органическое сельское хозяйство – это и улучшение экологического статуса территории, сохранения биоразнообразия, экономический показатель, который работает на улучшение плодородия и урожайности. Но что знают потребители об органической продукции? По данным исследования, больше всего осведомлены об органике жители Минска - 43 процента, жители Гродно тоже более просвещены в этом вопросе - здесь много производителей. Впереди еще и Могилев, хотя тут нет производителей и торг точек.
30 процентов населения не понимают, что такое органика, заметил спикер. Одна пятая часть потребителей более точно осведомлены. «При этом люди готовы доверять сертификационному продукту, не хотят доверять каким-то частным маркировкам и так далее. Люди будут нам доверять, когда наше национальное законодательство будет соответствовать международному», - подчеркнул Любомир Клепач.
75 процентов покупателей готовы переплачивать за органический товар примерно 10 процентов от цены. Если это будет дороже на 30 процентов, то столько готовы платить только 30-35 процентов покупателей. Если органический товар будет стоить на 50 процентов дороже, то такую продукцию купят только 13 процентов населения – но это касается только осведомленных потребителей. Среди тех, кто мало знает об органическом производстве, цифры снижаются вдвое. При этом интересно, что покупатель с высоким уровнем дохода наоборот, тем более заинтересован в покупке органической продукции (причем в несколько раз), чем она дороже.
Участники дискуссии уделили особое внимание вопросу, нужен ли внутренний органический стандарт, Сергей Голошевский, руководитель компании «Органик Стандарт» (Украина), заметил, что это зависит от самих производителей и их желания, и еще того, на что они больше направлены - на развитие экспорта или на внутренний рынок.
«Надо сформировать свой рынок продукции, чтобы обеспечить питание населения», - замечает Татьяна Карбанович.
Представитель Латвии Santa Rīdere, эксперт по сертификации органической продукции State Center of Certification and Testing, рассказала, что национальное законодательство важно, но если производитель хочет выйти на международный рынок, надо ориентироваться на европейский стандарт.
В белорусском законе об органике прописано создание реестра сельхозпроизводителей. Татьяна Карбанович подчеркнула, что законом предусмотрены полномочия госорганов, в том числе предусмотрено, что формирование реестра сельхозпроизводителей – прерогатива государства. У таких производителей должен быть сертификат на органическое производство, специального заявления или оплаты для этого не потребуется, в реестр таких производителей включат автоматически. Будет также создан сертификационный орган, который будет официально аккредитован. Он будет работать наряду с теми, кто уже работает по выдаче сертификатов по стандарту Евросоюза.
В Латвии, рассказала Santa Rīdere, работает два сертифицирующих органа, обе компании частные. Их контролирует ветеринарная служба. В течение года сертификатор может подвергнуться проверке аккредитационного бюро и ветслужбы. В Литве, Эстонии, Ирландии такие службы государственные, в Германии – частные, заметила Santa Rīdere.Таким образом, каждый раз этот вопрос решается внутри государства.
По закону об органике, принятому в Белоруссии, сертифицированный производитель будет иметь право размещать на своей продукции знак «органический продукт», заметила Татьяна Карбанович. В Украине, рассказал Сергей Голошевский, утверждены слова «органическое производство», «органик», поскольку товаров с «био» много на рынке, а с понятием «эко» была подмена понятий – это касалось больше места производства, а не способа производства. Поэтому в Украине решено, что разрешена только маркировка «органик», «био» и «эко» запрещены. «Антимонопольный комитет Украины прошелся по игрокам рынка, которые носят маркировку «эко», и наказал. И сейчас наказывает, - рассказывает Сергей Голошевский. – Я считаю, это правильно. Рынок постепенно очищается».
Главный вопрос – что в приоритете, внутренний или внешний рынок, подчеркнул Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза (НОС) России: «Большинство законов по органике регулируют внутренний рынок, не экспорт. Сейчас 178 стран развивают органику, при этом лишь 80 из них имеют собственное законодательство, и только около половины имеют национальные стандарты. То есть на наполнение внутреннего рынка работают только 40 стран, остальные являются экспортерами. Россия заинтересована в развитии своего органического рынка. Поэтому в России закон об органике направлен в своей основе на это. Возьмем опыт Армении, например, которая приняла за основу европейский стандарт, и большинство ее органической продукции идет на экспорт. С точки зрения развития экспорта встают вопросы взаимопризнания, идет работа по признанию российского стандарта в IFOAM. Большая проблема всех национальных законодательств в том, что подзаконные акты не вовремя создаются и выходят, и законы не работают. В России сейчас существует план по разработке подзаконных актов. От успеха его реализации зависит успешность вступления закона в силу».
В России 80 процентов российских производителей органики сертифицированы по европейским стандартам, 20 процентов - по внутренним. Более 290 тысяч гектаров органической земли в РФ.
Точно так же, как и Россия, действует и Беларуси, заранее готовясь к вступлению своего закона об органике в силу: здесь также разработана дорожная карта по подготовке мероприятий к моменту вступления закона об органике в силу. Что касается сертификации, то белорусские органические компании, желая работать на экспорт, могут сертифицироваться на производство продукции в соответствии с требованиями Евросоюза, если же компания намерена работать на внутренний рынок, то в Беларуси в она должна пройти сертификацию в органе, который аккредитован по местным законам. «Задачи развития рынка органической продукции в Беларуси, в первую очередь обеспечить население нашей страны», - считает Татьяна Карбанович.
На Украине закон об органике тоже вступит в силу в следующем году, с 1 августа 2019 года, и там готовятся подзаконные акты. При этой работе надо помнить и том, что новый регламент Евросоюза вступает в силу в 2021 году, напомнил Сергей Голошевский, но он посоветовал белорусским коллегам не спешить, лучше взять все лучше и учесть мнение всех игроков рынка, особенно производителей.
«Меняется система работы регламента ЕЭС, - рассказал Сергей Голошевский. - Сейчас действует эквивалентная система, а предусматривается равнозначная. Сейчас есть стандарты, которые признаны Европейской комиссией как эквивалентные стандарты. В дальнейшем эти стандарты упрощаются, и нужно будет работать целиком по регламенту Европейского союза. Мы активно участвуем в разработке подзаконных актов, чтобы не получилось, чтобы что-то не повлияло негативно на будущее. Равнозначная система – это больше ответственности и больше контроля».
Что мешает и что помогает производителям органики продвигать свой продукт на рынке и доносить информацию до потребителей? Как заметил Егор Дубовка, руководитель департамента поставок и продаж продуктовой компании (Беларусь), трудно донести потребителю причины высокой цены на органику: в ней заложен труд, дополнительные усилия по выращиванию урожая, но реклама вряд ли поможет, здесь нужна поддержка извне, в том числе на уровне государства.
Виталий Белоокий, замдиректора «Здоровая страна» (Беларусь), заметил, что путь завоевания доверия потребителя нелегкий, но нужно над этим работать. Его предприятие поставляет на рынок органические дикороссы, ягоды, на экспорт такой товар не отправить, поэтому нужен внутренний рынок.
В России, заметил, со своей стороны, Олег Мироненко, популярность органической продукции серьезно возросла. Если раньше производители приходили в торговые сети и просили организовать акции для возможности прорекламировать органический товар, причем участие в них было платным, то в этом году только в Москве открылось около десятка специализированных магазинов органики, появились маленькие магазины в Ярославле и Угличе. Теперь вопрос стоит в том, чем эту органическую полку в магазинах наполнить. До 50 процентов потребитель готов переплатить за продукт, если он доверяет производителю, заметил исполнительный директор НОС.
Без общественных объединений, заметил Олег Мироненко, установить корректные правила в развитии сектора органики невозможно. Потому что государство иногда может внедрять свои правила, которые не всегда соответствует реальности. И только вмешательство общественности помогло принять в России правильный и обоснованный закон об органике.
Олег Мироненко также призвал развивать внутренний рынок органического производства: «Пока ваш собственный потребитель не поверит в ваш продукт, который вы продаете на внутреннем рынке, в него не поверит и потребитель в других странах, если вы стремитесь торговать на экспорт».
Департамент по связям с общественностью и СМИ