Программы географических указаний (ГУ) помогают защитить пищевые продукты, характерные для конкретной местности. Особая роль в содействии устойчивому развитию сельских районов, повышении доходов фермерских хозяйств и расширении экспортных возможностей может быть отведена специальной маркировке некоторых продуктов питания с указанием места их происхождения. Обычно к числу такой продукции относятся фрукты, молочные и мясные продукты (например, сыр и ветчина) и напитки, не считая других.
ФАО организовала круглый стол для экспертов по теме ГУ на основе анализа и рекомендаций, содержащихся в докладах ФАО «Обзор текущего положения дел в правовой, институциональной сфере и системе географических указаний в Армении, Грузии, Кыргызстане, Республике Молдова и Российской Федерации» и «Схемы географического указания в Венгрии, Польше и Хорватии».
Это мероприятие московский офис ФАО провел в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке (ЦНСХБ) в рамках усилий ФАО по улучшению агропродовольственной торговли и рыночной интеграции в масштабах региона.
«На основе рассмотренных случаев ФАО рекомендует директивным органам и объединениям потенциальных производителей проявлять инициативу и совместно работать над совершенствованием государственной стратегии по применению схем географических указаний», – отметил специалист ФАО по вопросам аграрной политики Дмитрий Звягинцев. «Соответствующие меры должны включать в себя разработку национального плана действий с четкими и прозрачными руководящими принципами, упрощение процедур и сокращение затрат фермеров и производителей».
Если такой план будет успешно реализован с использованием консолидированных правоприменительных механизмов, маркировка продукции с указанием региона происхождения может служить свидетельством качества продукта для потребителей, средством расширения известности товара и повышения доходов фермеров.
Для достижения успеха нужна также гибкость со стороны властей, поскольку при изготовлении некоторых региональных и традиционных продуктов возможны отступления от действующих стандартов безопасности продовольствия.
В Российской Федерации производится много продовольственных продуктов, которые у потребителей ассоциируются с определёнными местами производства. Благодаря своему высокому качеству эти товары конкурентоспособны.
Качество и характеристики этих продуктов в основном зависят от природных факторов, таких как климат, географическое расположение фермерских хозяйств, присущие данной конкретной местности растения и породы животных. К таким продуктам относятся сельскохозяйственная продукция, бакалейные товары, минеральная вода, спиртные напитки и вино.
Связь с географическим указанием (GI) просматривается в названии продуктов. В качестве примера можно привести следующие наименования: «Московская плюшка» (особый рецепт, специфическая форма), «Городецкий пряник» (Городец – город в Нижегородской области), «Вяземский пряник» (Вязьма – город в Смоленской области), «Костромской сыр» (производится из местного молока по особому рецепту), «Тамбовский окорок» (самый известный российский окорок, относится к старым рецептам русской кухни)
«Краснодарский чай» (выращивается на плантациях основного чаеводческого региона Юга России), «Вологодское масло» (получается из молока коров, кормящихся на зеленых пастбищах севера европейской России), а также – Адыгейский сыр, Можайское молоко, Дербентский и Кизлярский коньяки (Дагестан), Астраханский томаты, Арсеньевские пастилки и т. д.
В России существует четыре типа защиты прав интеллектуальной собственности, которые могут использоваться для географических наименований и символов, а именно: фирменные названия (торговые марки), товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие названия и наименования мест происхождения. Эта классификация была принята Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Российское законодательство предполагает только наименования мест происхождения (AO) для защиты пищевых продуктов, связанных с определенными территориями. Использование географических указаний (для пищевых продуктов) может увеличить возможности для дополнительной юридической защиты продуктов питания со специфическими характеристиками, связанными с местами их происхождения.
Государственная поддержка продуктов, связанных с конкретными территориями, в Российской Федерации не была полностью реализована. Правительство РФ приняло Стратегию повышения качества пищевых продуктов к 2030 году, которая предусматривает комплекс мер по улучшению и развитию систем качества производства продуктов питания. Однако наименования мест происхождения (AO) в этой стратегии напрямую не упоминаются.
На основе ключевых выводов, сделанных в ходе анализа ситуации странах региона, позиция ФАО по вопросу о ГУ основана на следующими посылках:
- Отсутствие национальных стратегий или государственной политики, направленных на развитие и продвижение качественных продуктов с ГУ, замедляет развитие этой системы и затрудняет доступ некоторых традиционных отраслей или категорий производителей
- Это также негативно сказывается на положении мелких фермеров из сельских районов, не обладающих достаточными возможностями для того, чтобы воспользоваться государственной стратегией по повышению качества продовольствия и программами по их поддержке.
- Отсутствие национальной политики в области повышения качества продовольствия, ориентированной на развитие и продвижение продукции с ГУ, препятствует улучшению ситуации на местах.
Более того, производство продукции с ГУ требует выстраивания цепочек добавленной стоимости, которые создают новые рабочие места и сферы услуг в сельских районах, что, в свою очередь способно замедлить отток сельского населения. Используя географические указания, аграрный сектор может лучше конкурировать в плане цены, качества и доступа на новые рынки, а также может повысить конкурентоспособность, узнаваемость бренда и привлекательность для туристов.
На круглом столе содокладчиками выступили Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Национального союза экспортеров продовольствия (НСЭП).
На сегодняшний день в России зарегистрировано 196 Наименований места происхождения товара (НМПТ), из них 160 российские и 31 иностранное. Для сравнения: если в России охраняется всего 160 НМПТ, то в странах Евросоюза – более 3000. В России зарегистрированы НМПТ в категориях минеральная вода (78), народно-художественные промыслы (41), продовольственные продукты (29) и алкогольная продукция (9). В их числе – «Вологодское масло», «Астраханская осетровая икра» и «Камчатская нерка», рассказала Анна Роголева, Начальник отдела правового обеспечение предоставления государственных услуг Роспатента.
Вместе с тем, в России существует ряд сложностей при правовой охране НМПТ, вызванных, в частности, слабой информированности населения, желанием производителей быть монополистами и недостаточным правовым регулированием, подчеркнула Анна Роголева.
В свою очередь Дмитрий Булатов, Президент Национального союза экспортеров продовольствия, сообщил, что ими создана рабочая группа по экспорту товаров с защищенными географическими указаниями (ЗГУ). Среди основных направлений деятельности рабочей группы названы: обеспечение государственной поддержки продвижению органической продукции и товаров с ЗГУ/НМПТ на внутренний и внешний рынок; разработка общих логотипов для экспортируемых из России товаров, имеющих ЗГУ/НМПТ; разработка механизмов продвижения за рубеж отечественных товаров с указанными логотипами и т.д.
В презентации Дмитрия Звягинцева приводилась статистика по Евросоюзу за 2012 год: 80% всех продуктов с ГУ закреплено за Францией и четырьмя странами средиземноморского пояса – Португалией, Испанией, Италией и Грецией.
И в ходе дискуссии неоднократно приводился пример Франции как страны, где более 700 товаров имеют в своей маркировке географическое указание (GI). «Это направление сельскохозяйственной политики признанно очень успешным и основывается на трех принципах», – отметил в своем выступлении Александр Мартинез, советник по вопросам сельского хозяйства Посольства Франции в Москве.
«Во-первых, это – доверие. Доверие потребителей, для которых ГУ является синонимом качества. Во-вторых, это проявление целенаправленной государственной политики как гарантии того, что продукт прошел соответствующую проверку – он создан на определенной территории, отличающейся особыми свойствами почв и климата, и при этом не выявлено нарушений технологии производства. В-третьих, это свидетельство «коллективистского подхода», поскольку ГУ не может личной собственностью. ГУ – это коллективная собственность, которая передается от одного поколение другому».
Дискуссия на круглом столе транслировалась в режиме видеоконференции на сайте ЦНСХБ.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Использование географических указаний в маркировке пищевых продуктов
http://www.fao.org/europe/news/detail-news/ru/c/1178850/
Обзор текущего положения дел в правовой, институциональной сфере и системе географических указаний в Армении, Грузии, Кыргызстане, Республике Молдова и Российской Федерации (Сводный отчёт)
http://www.fao.org/3/CA1002RU/ca1002ru.pdf
Географические указания: закрепляя взаимосвязь людей, мест и продуктов. Руководство по продвижению продуктов с особыми качественными характеристиками, обусловленными местом их происхождения, с использованием устойчивых географических указаний
http://www.fao.org/3/i1760ru/i1760ru.pdf
Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией
Фото: архив СХВ