В ходе 14-й Зерновой конференции обсудили итоги аграрного года в Алтайском крае, в СФО и в России, качество зерна урожая-2020, прогноз развития экономики России, ситуацию на мировых рынках муки, экспортный потенциал и направления для реализации продукции сибирских зернопереработчиков, и многие другие темы. В форуме приняли участие 15 ведущих экспертов зерновой отрасли России, Казахстана, Украины. Предлагаем вашему вниманию обзор выступления спикеров.
Истина в зерне. Рынок зерна в борьбе с пандемией и другими напастями
В далеком 2008 году руководитель зерноперерабатывающего объединения "Грана" Валерий Гачман и его соратники по Союзу зернопереработчиков Алтая решили проводить зимой конференцию, на которой мукомолы, крупянщики, руководители хозяйств могли бы получить крайне ценную перед началом нового сезона информацию о состоянии и перспективах рынка, о ценах, о спросе и предложении, и о многом другом. С самого начала Зимняя зерновая конференция в Белокурихе – это авторитетные эксперты отрасли, полнота информации, глубина аналитики и точность прогнозов.
За эти годы конференция закрепила положение Алтайского края как аграрного флагмана Сибири. Традиционно накануне мероприятия с организаторами и экспертами встречается губернатор, чтобы обсудить актуальную информацию сельскохозяйственного рынка и АПК, а в работе конференции принимают активное участие представители министерства сельского хозяйства РФ и министр сельского хозяйства края Александр Николаевич Чеботаев.
Несмотря ни на что
14-я Зерновая конференция состоялась несмотря ни на что. В феврале 2020 года конференции мешала погода – из-за снегопадов эксперты и участники добирались до Белокурихи с приключениями. В этом году барьеры оказались куда выше - пандемия! Проведение конференции офлайн оставалось под вопросом буквально до середины января, и стало возможно только при соблюдении целого ряда условий Роспотребнадзора: ограничение числа участников из-за необходимости рассадки в зале с соблюдением социальной дистанции, масочный режим, и т.д.
- С одной стороны, мы оказались ограничены в количестве участников, но в то же время расширили горизонты конференции благодаря онлайн трансляции. Сегодня нас наблюдают из других регионов и стран. - отметил Валерий Гачман на открытии форума.
Если говорить о традиционном офлайн формате, то зале присутствовали 135 участников, которые представляли 100 компаний. Треть из них – Алтайский край, большая доля - регионы Сибирского федерального округа, остальные из Москвы, Санкт-Петербурга и с юга России.
Пандемия: могло быть хуже, но Россия в долгах
О воздействии пандемии коронавируса на экономику мира и России говорили многие выступающие. Общее мнение – могло быть и хуже. Андрей Клепач, заместитель председателя правления-главный экономист Внешэкономбанка, так оценил последствия:
- Самый значительный спад ВВП в Европейском Союзе и Индии. В ряде стран спада нет. Китайская экономика начала расти во втором квартале 2020 года. В США масштабы спада оказались меньше: они накачали в экономику денег, и падение ВВП составило 3,7 процента.
Российская экономика ощутила шок не только из-за пандемии, но и из-за падения цен на нефть. Однако 2020 год все же оказался не таким тяжелым, как ожидалось. Мы ждали падения экономики России до 5 процентов, но Росстат показывает 3,1 процента.
В России падение реальных доходов населения по официальным данным составило 3,5 процента, падение по инвестициям - 4,2 процента. За 2021 год не удастся полностью компенсировать падение реальных доходов. Но цены на нефть могут поднять динамику зарплат. Возможен пакет дополнительных мер пенсионерам или бюджетникам. Думаю, на докризисный уровень ВВП России выйдет в конце 2021 года... – сказал Андрей Клепач. Его прогноз развития ситуации в российской экономике: умеренный рост в 2,5 процента в 2021 году, при сдержанном увеличении инвестиций и доходов населения.
- А вот человеческие потери оказались значительно сильнее. Любой экономический прогноз предполагает демографический прогноз. Но ситуация изменилась очень сильно как по уровню смертности, так и по уровню рождаемости. Огромный скачок смертности 2020 года мы будем на себе ощущать еще долго... – подчеркнул эксперт.
Отдельно он остановился на введении переменной экспортной пошлины. По оценке Клепача, аграрии недополучат из-за нее от 103 млрд рублей до 128,2 миллиардов рублей. "Существует необходимость корректировки механизма экспортной пошлины в нынешнем виде для того, чтобы сохранить стимулы к увеличению экспорта и роста доходов аграриев. А для защиты населения с низким уровнем доходов, которые страдают от роста мировых цен на продовольствие, необходимы специальные меры поддержки малоимущих по типу программы Food Stamps." – таково мнение Андрея Клепача.
Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) отметил интересный для рынка зерна «постковидный» фактор:
- Бешеные финансовые инъекции, которые были сделаны в США и в ЕС, отразились на всех рынках. Для России это выглядит так: мы собрали колоссальный урожай, второй за всю историю РФ валовый сбор зерна. Но при этом цены в регионах не упали, а наоборот – достигли максимума. Только в последние недели цены стабилизировались либо пошли вниз.
Федеральный бюджет России помогал регионам деньгами не скупясь, эксперт в области экономической географии Наталья Зубаревич назвала 2020-й "годом невиданной щедрости федерального бюджета":
- Трансферты из федерального бюджета выросли на 52 процента. Регионам добавили 1,3 триллиона рублей. Такого не было никогда...
Однако результаты этой "раздачи слонов" оказались обескураживающими.
- Предполагалось, что федеральный бюджет будет возмещать регионам недобор по доходам бюджетов. Но по каким принципам решалось, кому и сколько давать, неясно. Например, колоссально просел бюджет Татарстана, ему эти потери покрыли. Тюменская область потеряла еще больше - 56 млрд рублей, а им дали только 7 млрд. Вдобавок, расходы бюджетов росли еще быстрее, чем доходы. Выросли расходы на здравоохранение, соцзащиту. Некоторые регионы все же тратили на национальную экономику. В итоге доходы в среднем выросли на 10 процентов, а расходы на 15 процентов. Как следствие, резко выросла зависимость региональных бюджетов: по итогам 2020 году 57 регионов в дефиците... – резюмировала Наталья Зубаревич.
Китай никуда не делся
В прошлом году, когда пандемия начиналась, общее убеждение было таково: китайскому экономическому чуду конец. Однако чудо на то и чудо – Китай быстрее других справился с пандемией и раньше других стал восстанавливать экономику.
- В 2020 году из-за пандемии новой коронавирусной инфекции все ждали полного краха китайской экономики. Америка, Англия выводили свои предприятия из Китая. Однако Китай остановил COVID-19 уже в апреле 2020 года, когда он начал бушевать по всему миру. В итоге большинство иностранных компаний решили остаться. И теперь мы видим, что, хотя в Китае более 80 процентов экономики было остановлено, Китай не упал, а наоборот подрос: по итогу 2020 года рост ВВП в Китае составил 2,4 процента. Нет сомнений, что Китай будет самым ёмким и быстрорастущим рынком в ближайшие три года. Надо готовиться совсем к другому Китаю... – многозначительно подчеркнул китаевед, директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.
Пейзаж после битвы
Россия в 2020 году собрала около 133 млн тонн зерна. Правда, у некоторых экспертов эта цифра вызывает вопросы. Так, Владимир Петриченко, генеральный директор ООО "ПроЗерно", напомнив свой прогноз в 131 миллион тонн, предположил, что "в прошлом году недосчитали, сейчас пересчитали".
- Расчеты, мои и других аналитиков, по ячменю, кукурузе, и другим культурам подтвердились, а в целом, получается, мы промахнулись. Я так не думаю. Почему я остановился на этом – потому что эти тонны будут мешать в зерновом балансе... – объяснил эксперт.
Надо понимать ещё вот что: собрали больше, а продали меньше. Взрывная волна пандемии много чего поломала и покорежила, в том числе и в аграрном секторе. Интересный пример привел Евгений Ган, директор Союза зернопереработчиков Казахстана: в Таджикистане упало потребление муки и зерна – те, кто работали в России, вынуждены были вернуться домой без денег.
COVID-19 и связанные с ним ограничения привели к тому, что основные экспортеры муки в 2020 году существенно сократили объемы поставок. Родион Рыбчинский, международный эксперт ФАО ООН, в своем выступлении привел такие цифры: Турция - минус 8 процентов экспорта, Германия – минус 5 процентов, Украина - минус 38 процентов, РФ - минус 19 процентов. Эксперт ФАО ожидает снижения экспорта муки из РФ и в текущем сезоне: до 150 тысяч тонн (вместо с 310 тысяч тонн в 2019 году).
Словом, в будущем сезоне предстоит борьба за каждый рубль, за каждую тонну.
А вот вам на десерт!
Вдобавок ко всему, российские аграрии в этом сезоне получат три подарка. Сначала для борьбы с ростом цен были установлены предельные цены на ряд продуктов. С 1 апреля вводится регистрация всех экспортных контрактов на Московской бирже, а со 2 июня средние экспортные цены официально определяются Московской биржей, и на основе этих цен устанавливаются плавающие экспортные пошлины.
Для Алтая введение предельных цен означает, например, вот что:
- Алтайский край единственный регион в Сибири производит сахарную свеклу. Сахарники покупали свеклу исходя из цены на конечный продукт 40-42 рубля, а цена на сахар установлена в 36 рублей. Получается, свекла сверхдорогая, а сахар сверхдешёвый. Даже если исходить, что фиксированные цены - правильная мера, 36 рублей это очень низкая цена и она приведет к серьезным проблемам. - таково мнение Дмитрия Рылько.
О плавающих экспортных пошлинах на конференции высказывались многие. Общее мнение - от пошлин будет только вред.
Наталья Зубаревич назвала пошлины "дополнительным ударом по зерновому бизнесу": "Издержки переложили на производителей: чем больше экспортируете, тем больше платите".
Дмитрий Рылько считает основной проблемой плавающей экспортной пошлины именно то, что она плавающая - рассчитывается по средней цене ФОБ Черное море и действует определенный короткий период времени – неделю.
- Когда ты покупаешь, ты не знаешь, под какую пошлину ты попадешь. Вы выиграли контракт, отгрузка через полтора месяца, но какой будет пошлина через полтора месяца, никто не может сказать. Предсказуемости нет. Реакция экспортеров – шок. - говорит Дмитрий Рылько.
Уже при минимальной пошлине, в 25 долларов на тонну, объемы продаж существенно упали. Владимир Петриченко говорит:
- В феврале 2021 года отгрузили 2,9 млн тонн пшеницы, а когда начала действовать пошлина в 25 евро на тонну – отгрузили около 400 тысяч тонн. Через несколько дней опустится еще один шлагбаум - 50 евро за тонну. В ожидании этого активизировалась экспортная инфраструктура, взлетели ставки фрахта. А что будет в марте, никто не знает. Ноль не будет, но около ноля. Колебание цены на зерно после введения пошлины может составить от 270 до 310 долларов за тонну. Но это не спасет поставки: 310 долларов с минусом пошлины – это 260 долларов, а это ноябрьская цена. Да, что-то можно будет купить по такой цене на внутреннем рынке, но это не те объемы, которые нужны экономике. Экспортные пошлины приведут к тому, что мы недовывезем около 4 млн тонн пшеницы и 1 млн тонн кукурузы…
По оценке Дмитрия Рылько, установка плавающей пошлины съест почти всю выгоду сельхозтоваропроизводителей, приведет к падению внутренних цен, к падению выручки у всех. По мнению Андрея Клепача, аграрии недополучат из-за плавающей пошлины от 103 млрд рублей до 128,2 млрд рублей.
Дмитрий Рылько напомнил о других факторах, также влияющих на ситуацию: драконовские меры весового контроля, которые уже привели к удорожанию перевозок; утилизационный сбор при импорте сельхозтехники; опережающий рост цен на средства производства; секвестр аграрного бюджета; новый закон о «прослеживаемости» зерна.
Надо понимать, что никто не будет ждать Россию на рынках, наоборот, Украина, Европейский Союз и США быстро займут освобождающиеся объемы.
- Существует необходимость корректировки механизма экспортной пошлины в нынешнем виде. – таково мнение Андрея Клепача.
- Зерновой демпфер приведет к отрыву российского рынка от мирового. Это может парализовать деятельность экспортеров и привести к плавному угасанию отечественного растениеводства. Наше предложение - нам всем не молчать. Начальство может не всё знать, может ошибаться, оно должно обладать всем набором знаний. Вряд ли получится отменить размер плавающей пошлины, мы бы посоветовали поднять планку индикатива. И убрать плавающий характер пошлины. – считает Дмитрий Рылько.
Вдаль и вглубь
В нынешней ситуации особое значение для российских зернопереработчиков приобретает поиск новых возможностей – как за пределами страны, так и внутри.
Роман Калинин, генеральный директор компании «ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ» (г. Санкт-Петербург) предложил обратить внимание на сектор ремесленного хлебопечения.
- Ремесленное хлебопечение – это 20 процентов рынка в тоннаже, но в марже – 40 процентов. Ремесленное хлебопечение как бизнес выглядит привлекательно и сейчас, даже несмотря на удар пандемии. Этот сегмент развивается лавинообразно, т.к. низкий порог входа. Пекарни – стратегический потребитель специальной муки. Они более чувствительны к качеству, менее к цене. Они готовы платить за качественное сырье. Специальная мука со специальным ценообразованием - перспектива для мукомолов. Но мукомолы пока пассивны на рынке ремесленного хлеба, и его занимают продавцы улучшителей хлеба. – считает эксперт.
За пределами России самый привлекательный рынок, естественно, Китай. Он – как Эверест: манит, притягивает многих, но на штурм отваживаются единицы. Однако сокращение как прежних рынков сбыта, так и внутреннего потребления, в общем-то, не оставляет выбора. Алексей Маслов дал несколько советов тем, кто все же решится начать работу в Китае.
- Круглые столы, обмены делегациями ничего не дают. Мы проводили опрос – откуда китайские производители узнают о наших инициативах? Оказалось, большинство – из китайских ресурсов, из соцсетей; 42 процентов – от знакомых.
Ещё одна ошибка - будто для работы в Китае надо найти китайца и работать через него. Это не так. Надо выходить самостоятельно. Единственное, что реально действует - «принцип медленного просачивания». Вы создаете в Китае представительство, а лучше предприятие. Зашли и продаете ниже себестоимости, приучаете к марке. Потом чуть дороже, и за год-два доходите до нормальной себестоимости.
Учитывайте важность регионального маркетинга. Изучайте регион, в котором собираетесь работать. Или ищите регион под себя. Например, во Владивостоке ребята сделали шоколад с морской солью. А потребителя нет. Мы нашли в Китае две провинции, где едят сладкое с соленым, и предприниматели вышли на прибыль.
Используйте возможности. Например, Китай сделал отличные условия для импорта. Создайте там предприятие, и себе же отправляйте продукцию.
Оптимизируйте налоги за счет зон свободной торговли, СЭЗ, технопарков. Число СЭЗ в Китае растет каждый год, практически во всех предусмотрено освобождение от налогов. В технопарках еще выгоднее: вы создаете компанию в технопарке, получаете миллион юаней подъемных, и работаете…
Алтай – дивный край
Алтай на Зимней зерновой конференции на особом положении. И не только потому, что именно он принимает гостей. Особое положение нашего региона на рынке зерна и продуктов переработки не только в Сибири, но и в России, признано аграрным сообществом. Алтай определяет тенденции, на него равняются, под него подстраиваются.
Каковы же для Алтая итоги прошедшего сезона и перспективы нового?
Несмотря на засуху, из-за которой посевы погибли в тридцати районах края, урожай составил около 4 миллионов тонн зерна, что всего на 14% ниже 2019 года. Доля края в урожае СФО - 27 процентов. При переходящих остатках в 1 млн 800 тысяч тонн зерна, ресурсы зерна составили более 6 млн тонн при общей потребности края в 3 млн 600 тысяч тонн. Такие данные привел министр сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев.
Что важно – алтайское зерно очень высокого качества, об этом говорили в своих докладах Юлия Королёва, директор ФГБУ «Центр оценки качества зерна» и Мария Шостак, директор Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна». В краевом урожае сезона 2020-2021 годов продовольственной пшеницы 3 класса - 2,5 млн тонн. Это замечательный показатель.
Экспорт продукции краевого АПК в минувшем сельхозгоду составил 339,6 млн долларов. 78% зернового экспорта в физическом выражении приходится на Казахстан. Также Алтайский край активно вывозит продукцию в Казахстан, Монголию, Киргизию. Правда, по оценке Марии Шостак, алтайский экспорт уменьшился на 14 процентов.
Алтайские аграрии активно используют меры господдержки. Так, по сообщению Александра Чеботаева, компенсацией транспортных услуг по перевозке сельхозпродукции в 2020 году воспользовались 82 предприятия края, общая сумма составила 392 млн рублей.
В предстоящем сельхозсезоне объемы господдержки составят 3 миллиарда 200 миллионов рублей.
В ответ на вопросы министр раскрыл структуру посевных площадей предстоящего сезона: общие посевные площади составят, как и в 2020-м, 5 млн 200 тысяч га. Из них под зерновыми будет занято 3,3 млн га. По словам министра, вырастут посевы гречихи, а больше всего – площади под лен масличный.
Прогнозы: объемы и цены
Как всегда, ведущие эксперты сделали свои прогнозы относительно объемов будущего урожая и цен на него.
С поправкой на экспортную пошлину Владимир Петриченко спрогнозировал цену за тонну пшеницы в 270-310 долларов.
По заключению Дмитрия Рылько, в 2021 году урожай составит 125 миллионов тонн зерна.
- Мы в ИКАР повысили прогноз валового сбора пшеницы до 78 миллионов тонн. Однако потом начались приключения с морозами, а теперь будут приключения с оттепелью и ледяной коркой, и поэтому прогноз может быть уточнен. Прогноз экспорта пшеницы – 37 миллионов тонн. - сообщил Дмитрий Николаевич.
По поводу цены он напомнил, что июльские фьючерсы на урожай 2021 года доходили до 240-245 долларов за тонну. Однако внедрение плавающей пошлины сведет это к 201-215 долларам.
Прогноз цены нового урожая для Алтая от Дмитрия Рылько - 11.200-11.300 рублей и ниже, до 10.000 рублей, с учетом рисков, связанных с пошлиной.
Дополнительная информация о конференции и выступлении экспертов - на сайте https://zzk22.ru/.