18 марта 2019 года в агентстве «Интерфакс-Северо-Запад» прошла пресс-конференция на тему «Внедрение электронной ветеринарной сертификации молочной продукции и меры по противодействию ее фальсификации».
Руководитель Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям Сергей Кармазин напомнил собравшимся журналистам, что с 1 июля 2019 года вводится обязательная электронная ветсертификация на молочную продукцию, а с 1 ноября 2019 года – на кисломолочную. Ранее, а точнее 1 июля 2018 года, обязательная электронная ветсертификация была введена на всю животноводческую продукцию кроме "молочки".
Кармазин отметил, что в системе "Меркурий" сейчас зарегистрировано 35 тыс. хозяйствующих субъектов и в сутки выдается порядка 200 тыс. сертификатов. По словам чиновника сейчас действует «мараторий на штрафы» и пока Россельхознадзор не штрафует нарушителей, а только предупреждает. Одним из нарушений является забывчивость получателя продукции из-за которой он не «гасит» ветсертификат.
«Меркурий» позволяет выявлять незаконные и подозрительные схемы продвижения продукции, предприятия-«фантомы» и т.д. а серьезные нарушения Россельхознадзор передает в в МВД, Природоохранную прокуратуру и т.д.
Акционер группы компаний «Галактика» Игорь Дю поделился наработками компании, в том числе это размещение на упаковке продукции QR-кода, который считывается мобильным устройством с помощью приложения. Технология блокчейн позволяет по коду получить всю информацию о продукте, об исходном сырье и даже подключиться к веб-камере хозяйства-поставщика и увидеть буренок он-лайн. «Фактически каждый пакет молока у нас имеет свой «паспорт», - утверждает Дю. – Любопытный покупатель может зарегистрироваться в приложении, приехать с семьей на ферму и посетить наш молочный завод, чтобы все увидеть своими глазами».
Заместитель генерального директора ООО "Пискаревский молочный завод" Георгий Житмарев отметил, что его предприятие поддерживает введение «Меркурия», но разъяснил журналистам почему «молочники не довольны и сопротивляются». По словам Житмарева, сейчас система имеет «разрешительный характер», т.е. получил разрешение и отправляешь продукцию. По мнению замгендиректора в отношении продукции с коротким сроком хранения (н-р до 10 дней) правильно было бы ввести «уведомительный характер», т.е. уведомил и отправил продукцию. Ежедневно «Пискаревский» перерабатывает порядка 400 т молока и отправляет готовую продукцию в 2000 торговые точки, поэтому в случает форс-мажорной ситуации (проблема с интернетом, связью и т.д.) необходимо иметь «спасательный круг», «красную кнопку», «ручной режим» и т.п.
Дмитрий Матвеев, член правления Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), президент агрохолдинга "Кабош", председатель совета директоров ЗАО "Великолукский молочный комбинат", высказал свое разочарование, что с 1 июля 2018 года не ввели обязательную электронную ветсертификацию на готовые молочные продукты. По словам президента, в агрохолдинге с «Меркурием» работают полтора года и «никаких проблем с ним не видит». По мнению Матвеева «Меркурий» решает две проблемы: прослеживаемость продукции и экономию средств при оформлении сертификатов в электронном виде. «Меркурий – это одна из инициатив государства, которая идет на пользу обществу», - подчеркнул Д.Матвеев.
С мнением выступивших коллег, что «Меркурий» позволяет отделить качественный продукт от фальсификата, согласился и президент Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Шконда. Он высказал предложение, которое особенно актуально в отношении фермерских хозяйств, увеличить срок гашения сертификатов.
Руководитель комитета по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправлениям общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" Александр Бражко рассказал, что каждый россиянин в среднем съедает не менее 13 кг молочного суррогата ежегодно, т.е. на всю страну это порядка 2 млн т на 100 млрд руб. По мнению Александра покупатель «на честные денежные купюры должен получать честный продукт». Потребитель должен иметь возможность идентифицировать товар и понимать что он покупает – качественный товар или суррогатную массу. «Мы вместе должны наводить порядок – власть, бизнес и гражданское общество», - отметил Бражко.
Е.А.Лукичёва