25-26 апреля в МВЦ "Крокус Экспо" прошла выставка Halfood®. В работе специализированной площадки для экспертов рынка халяльной и органической продукции еды приняли участие и представители российского рынка органики. В рамках работы выставки прошла пленарная дискуссия «Рынок органических товаров: сертификация, тренды, перспективы».
Производители халяльной продукции пока не могут похвастаться четкими принципами развития своего сектора: нет однозначности в сертификации халяльных продуктов, нет единых подходов. Как заметил в своем выступлении Олег Мироненко,исполнительный директор Национального органического союза (НОС) России,органические производители – на шаг впереди халяля.
«У нас существуют базовые стандарты, которые приняты всем международным сообществом. Сейчас есть 46 стандартов (нациоанльных и межнациональных) органического производства, признаваемых IFOAM. На 95% они эквивалентны, поскольку созданы в рамках единых базовых стандартов, в какой бы стране вы не производили органику», - рассказал эксперт. 5% стандарта – это национальные особенности.
Однако наличие высокого процента эквиваленстности стандартов сегодня не являются гарантией свободного передвижения органической продукции на мировом рынке. «Нужно взаимное признание, такая процедура тоже абсолютно четко прописана, - заметил Олег Мироненко. - И сейчас эта процедура уже пройдена, например, между США и Европой, Европой и Японией. Сегодня на европейской полке можно найти и американский, и японский товар, произведённые по взаимопризнаным стандартам.
Базовые стандарты органического производства, напомнил исполнительный директор НОС, появились еще в 1982 году почти одновременно с появлением IFOAM International. Появление правил производства в виде стандартов, привело к массовому развитию органического сектора. И если в 2000 г. производилось органики лишь на млрд долларов, то уже в 2018 году ожидается, что органическое производство перешагнет рубеж в 100 млрд долларов! Эта цифра больше, чем цифры по продаже вооружений, заметил Олег Мироненко, подчеркнув важность и популярность этого сектора экономики.
«Органический мир России развивается всего 8 лет, но все же нам проще, чем сектору халяля, - мы объединены. Мы смотрим в одну сторону, сообщество довольно крепкое», -заметил Олег Мироненко. – И мы разрабатываем правила игры на рынке органики России». Созданы многие базовые вещи, такие, как национальные стандарты органики, правила сертификации, а в этом году законопроект об органическом производстве уже прошел первое чтение в Госдуме. «Мы ждем принятия закона об органике, который должен многие рекомендательные нормы сделать обязательными. И мы, наконец, начнем нормализовывать рынок», - сказал Олег Мироненко.
«Мы надеемся, что скоро наша продукция будет признаваться на международном рынке как органическая», - уверен Олег Мироненко, заметив, что IFOAM уже анализ российского стандарта для принятия решения о возможности включения его список стандартов, признаваемых организацией.
Ждут ли нас на зарубежных рынках? Это риторический вопрос, считает Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера» (Мордовия), руководитель международного направления в Национальном Органическом Союзе (НОС). И ничто не мешает производителям заняться органикой, это перспективное направление. Но сложности есть с продажей таких продуктов, потому что их себестоимость выше, особенно это касается животноводства, птицеводства, заметил спикер.
«На международной арене мы постепенно выходим на европейский рынок. В этом году Россия впервые была представлена на ежегодной международной выставке Biofach. Участвовало 8 компаний от России. Это первая ласточка, которая позволит российским производителям выйти на мировой рынок органики быстрее», - рассказал Илья Калеткин, в то же время заметив, что узнаваемость российских органических брендов на международном рынке пока нулевая. - Основные продажи - органические дикороссы. Например, кедровые орешки, кедровое молочко. Есть продукция, которая имеет российское происхождение, но производства-переработчики принадлежат зарубежным инвесторам. И тогда продукция продается в Европе под зарубежными брендами, и потребитель даже не знает, что сырье российского происхождения. Это, например, травяные чаи».
Но и внутренний рынок органики в России пока неразвит, считает Илья Калеткин: « Даже в Восточной Европе в последние годы наблюдается взрывной рост спроса на органику. Те, кто начинал там это движение 5 лет назад, уже попали в тренд. Что мешает российским производителям на российском рынке? Конечно, отсутствие правил. По оценкам НОС, не менее 90 процентов продуктов с маркировкой «эко, «био» и «органик» на российских полках таковыми не являются вообще. Потому что пока нет внутреннего закона об органическом производстве. Надеемся, что с принятием российского закона фальсификата органических продуктов на российских полках не станет. Хотя вариант законопроекта в первом чтении не соответствует нашим ожиданиям, надеемся, что ко второму чтению неопределенности и двусмысленности уйдут из текста, законопроект станет более однозначным. Нужны запретительные нормы на маркировку «эко», «био», «органик» или высокие штрафы для тех, кто не владеет сертификатами».
То, что в России появляются уже свои компании-сертификаторы – еще один большой шаг в развитии сферы органического производства, убежден Олег Мироненко:
«Сейчас в нашем законе написано, что сертификацию органических производителей могут проводить только аккредитованные сертификаторы. Но уже появилась первая российская сертификационная компания, которая аккредитована в Росаккредитации. До середины прошлого года такой области, как органическое производство, вообще не было в Росаккредитации».
Андрей Лысенков, генеральный директор сертификационной компании "Органик Эксперт», члена НОС, которая и стала сейчас первой в России компанией-сертификатором, рассказал, что было решено «не изобретать собственный велосипед»:
«Я 6 лет работал на немецком опыте сертификации, и мы его переняли. Мы заключили договора с европейскими партнерами-органами по сертификации. Для них проводим инспекцию, они признают ее и выставляют сертификат европейского образца. Эта схема удобна для российского рынка. Ведь у производителя есть возможность сэкономить на процедуре сертификации, и одновременно он уверен, что инспектор компетентен. Все наши инспекторы имеют международный опыт сертификации».
На вопрос слушателей, существует ли в России аграрная школа, которая бы готовила специалистов, умеющих выращивать правильную органическую продукцию, животных, а также способных проводить сертификацию, Андрей Лысенков заметил, что пока экспертиза органических знаний в России не столь сильна.
«Мы были бы рады появлению хотя бы 3-4 органов по сертификации в нашей стране. Но пока мы в России единственные. Мы сейчас обучаем специалистов, с которыми мы хотим работать. Мы делаем это в своих интересах, чтобы отправлять их на инспекции. поскольку не имеем источников финансирования, чтобы вести такую общественно нужную работу для всего рынка. Запросов много из регионов. Органика сейчас на слуху, многие бы хотели этим заниматься, думаю, в ближайшем времени это будет локомотив нашей экономики. Но не все понимают, что же такое органическое производство. Часто даже аграрные институты не понимают, что это. Школа утеряна».
Андрей Лысенков напомнил, что сейчас важно и завоевывать доверие конечного потребителя. Нужно развивать в том числе систему электронной сертификации, использовать коды QR.
«Мы должны защитить потребителя. Пока потребитель испытывает недоверие, и отталкивает не цена даже, а сомнения в подлинности товара», - говорит Олег Мироненко.
В этом направлении крайне важна просветительская работа среди потребителей, и НОС сегодня взял на себя такую задачу, подчеркнул Илья Калеткин. Кроме того, каждая компания-органик имеет свой сайт, старается объяснять, что такое органическое производство, демонстрирует сертификаты.
«Мы также отсылаем своих потребителей на сайты сертификационных организаций, которые аккредитованы при Европейской комиссии, и здорово, что теперь на рынке России помимо европейских сертификационных агентств появилось и российская компания-сертификатор», - заметил эксперт. Олег Мироненко, в свою очередь, рассказал, что НОС ведет активную работу со СМИ и с ритейлом, например, ведётся активная работа в этом направлении с сетью магазинов «Азбука вкуса»
На проблеме отсутствия квалифицированных кадров в органическом сельском хозяйстве остановился Анатолий Накаряков, исполнительный директор компании "Савинская Нива" (Калужская область), член НОС. Сегодня нет ВУЗов, которые таких специалистов готовили. Поэтому сейчас передача знаний по органическому сельскому хозяйству ведётся через систему переподготовки. Одну из таких программ недавно запустил Федеральный центр с.х. консультирования и переподготовки кадров. Но развиваются и другие способы обмена информацией.
«НОС сейчас формирует органическую библиотеку, и на сайте НОС можно получить всю необходимую информацию, - заметил, со своей стороны, - Можно обращаться в действующие союзы, специалисты дадут информацию. Мы как производители всегда открыты, делимся информацией. Мы приглашаем на производство студентов вузов, чтобы они набирались знаний и опыта. А знаний в этой области нужно очень много».
Национальный органический союз