Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по аграрным вопросам Сергей Яхнюк принял участие в публичном обсуждении результатов правоприменительной практики Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (Россельхознадзор).
Мероприятие прошло в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Сергей Яхнюк поблагодарил за приглашение на значимое мероприятие, где все могут высказать свое мнение и определить оптимальные пути работы.
«Подобные встречи помогут нам – депутатам в работе над законопроектами, которые призваны наладить открытый диалог между бизнесом и контролирующими органами», - отметил депутат и добавил, что после послания Президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию можно говорить о новых подходах в сфере контрольно-надзорной деятельности, которые будут реализованы с первого января 2020 года.
«На сегодняшний день федеральная служба Россельхознадзора обладает широкими полномочиями, касающимися ветеринарии, земельных вопросов, движения товаров по стране. Хорошо себя зарекомендовала государственная информационная система «Меркурий», которая с первого июля 2018 года фиксирует каждый этап жизненного цикла и перемещения продуктов животного происхождения. В любом случае, главная цель всей контрольно-надзорной деятельности должна заключаться в высоком качестве товара, который доходит до потребителя, а не в самих проверках», - добавил Сергей Яхнюк.
Руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Кармазин в своем докладе рассказал о работе подведомственной организации в 2018 году и планах на год текущий.
За 2018 год было проведено восемь публичных дискуссий, а также 150 мероприятий консультационного характера. В соответствии с реформой контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Управления размещены доклады, презентации, анкеты для тестирования, план-график проведения мероприятий с соответствующими разделами, можно воспользоваться формой обратной связи.
В рамках ведомственной программы комплексной профилактики риска причинения вреда охраняемым законом ценностям Россельхознадзором утверждены и разработаны соответствующие программы и профилактические мероприятия. Среди них – выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в соответствии с ч.5 ст. 8.2 федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года. За 2018 год было выдано 258 таких предупреждений, которые заменили реальные штрафы. Также в 2018 году в ходе 46 проверок использовались, так называемые, проверочные листы. Их преимущество заключается в том, что предприниматель заранее знакомится с перечнем вопросов, по которым будет осуществляться проверка.
При осуществлении плановых проверок применяется риск-ориентированный подход. Это приводит к снижению количества проверок предпринимателей и фермерских хозяйств. В рамках публичных слушаний в 2018 году поднимался вопрос «зеленого коридора» - риск-ориентированный подход в отношении ветеринарной продукции. На 2019 год запланированы проверки 120 субъектов хозяйствования и в том числе – шесть субъектов значительного риска.
С первого февраля 2019 года Россельхознадзором была введена опытная эксплуатация ведомственной системы управления рисков в отношении подкарантинной продукции. Сегодня осуществляется анализ рисков в отношении подкарантинной продукции, поступающей автомобильным транспортом из Молдовы и Сербии. Результаты оценки рисков будут в дальнейшем распространяться на остальные виды подкарантинной продукции.
К первому февраля 2020 года планируется пересмотреть около девяти тысяч обязательных требований по всем видам контроля и надзора.
В ходе дискуссии, Сергей Кармазин добавил, что контрольно-надзорные органы не заинтересованы в том, чтобы «лишний раз отвлекать фермеров и сельхозпредприятия от работы». Именно поэтому риск-ориентированный подход помогает выявлять именно те субъекты, где предварительно уже известно о каких-либо нарушениях в ведении деятельности.
Сергей Яхнюк выступил с предложением обращать внимание на те районы Ленинградской области, где зафиксированы реальные проблемы, а не заниматься «локальными недочетами».
«Хотелось бы, чтобы результативность работы была в чем-то показательной. Необходимо постоянно держать под контролем земельные вопросы, особенно те участки, которые много лет не используются, а желающие работать на этой земле фермеры сталкиваются с проблемами невозможности узаконить права на них», - сказал Сергей Яхнюк.
На сегодняшний день в Государственной Думе находятся в работе законопроекты по установлению обязанности по регистрации потенциально опасных животных и запрет на содержание отдельных видов потенциально опасных животных; по совершенствованию механизмов контроля в области охраны и воспроизводства водных ресурсов и среды их обитания; по определению механизма исчисления вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, а также порядку культивирования наркосодержащих растений для производства лекарственных препаратов. Все они поддержаны Правительством РФ или Комитетом по аграрным вопросам Государственной Думы РФ, некоторые – уже одобрены депутатами в первом чтении.