Дополнительную возможность оценить вкус и приобрести деревенские продукты, а сельским предпринимателям — расширить сбыт продукции, — прорабатывают в челябинском Центре компетенции в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров «Территория бизнеса» регионального Фонда развития предпринимательства. По задумке организаторов, шоп-тур за фермерскими деликатесами может стать ещё одной формой поддержки сельского микробизнеса.
Попробовать, погладить, ощутить в полной мере, получить полное представление о том, что, как и где выращивают в сельских районах Челябинской области, – такая возможность в ближайшей перспективе появится у челябинцев. Первый пробный шоп-тур за деревенскими продуктами был проведён по Кунашакскому району, который славится богатыми рыбой озёрами, лесами, а также национальными традициями, в том числе, в содержании личных подсобных хозяйств и торговле, строительстве и обустройстве индивидуальных домов. Чтобы ближе познакомить участников шоп-тура с историей этого края, организаторы пригласили принять в нём участие бывшего учителя с многолетним стажем Марину Валитову и главного редактора районной газеты Лилию Девальд. В перерывах между остановками и знакомствами с фермерам представители кунашакской интеллигенции рассказывали легенды, делились историями, заряжали энтузиазмом и не давали скучать.
Программу составили так, чтобы можно было увидеть и купить самые нужные продукты, не забывая о пользе. Поэтому первой остановкой стала деревня Сары, где живёт индивидуальный предприниматель Сергей Тарасов. В его хозяйстве – 100 пчелосемей. Сергей раскрыл секреты своего хозяйства, рассказал, где ставит ульи. Свой семейный бизнес с супругой Ольгой они планируют развивать, увеличивая пасеку и дополнительно развивая направление агротуризма. Уже сейчас к ним приводят детские экскурсии. Участники шоп-тура отведали и приобрели удивительный мёд, собранный пчелами на лугах в Челябинской области и в Башкирии: гречишный, гречишный с донником и липовый с донником. А из сот и прополиса после откачки мёда получается пластичный материал, который идёт на создание декоративных свечей.
Кунашакский район богат торговыми традициями. Поэтому закономерным стало посещение рынка в Кунашаке, где можно было приобрести рыбу, деревенскую колбасу, яйца, молоко, творог и масло. Диетическое яйцо может быть полезным лишь неделю, мясо можно считать свежим в течение трёх дней при соблюдении определённых условий хранения. Все продукты на рынке были сегодняшней свежести, о чём свидетельствовал вкус и запах в дальнейшем приготовленных из них блюд.
Трудно назвать какую-то из остановок в шоп-туре «изюминкой». Было интересно, познавательно, вкусно и на осетровой ферме, недавно построенной в селе Кунашак предпринимателем Маратом Хабибуллиным. Осетры на ней содержатся в бассейнах при постоянной температуре. Живая рыба не отказывалась от общения, а подкопченная быстро оказалась в желудке. На личном подворье фермера Султанова в деревне Халитово получают продукцию Халяль: животные здесь живут без страха, по принципам Халяль они не должны испытывать мучения и в конце жизни. Удивительная доброта членов фермерской семьи была видна во всём: коровы, овечки практически ручные, им и в глаза заглянуть, и погладить – всё интересно тем, кто привык к «каменным джунглям». Для гостей были приготовлены самовар, традиционные башкирские пирожки с рисом и сухофруктами, блины. Хозяин встречал гостей в национальной одежде и отвечал на все вопросы. Сыровары из деревни Султаново стали участниками Первого национального конкурса региональных брендов «Вкусы России». Твёрдые и полутвёрдые сыры Качотта, Пармезан, Монтазио, изготовленные по итальянским технологиям на башкирском молоке не уступят по вкусовому букету и качеству своим зарубежным аналогам.
В пробном шоп-туре приняли участие представители Министерства сельского хозяйства, Законодательного собрания области, Агентства международного сотрудничества и других организаций. При условии положительного сальдо организаторы обещают сделать шоп-туры регулярными.
Пресс-центр Минсельхоза Челябинской области