В понедельник 9 июля в Комитете по аграрным вопросам Госдумы прошло обсуждение законопроекта об органическом сельском хозяйстве с участием депутатов и специалистов Госдумы, представителей главного правового управления Госдумы, Минсельхоза, Национального органического союза и профильных специалистов.
Россия давно нуждается в законе об органическом сельском хозяйстве, который бы отрегулировал эту сферу экономики. После долгой подготовки законопроект наконец поступил в Государственную Думу РФ. В первом чтении законопроект был принят в апреле 2018 года. Стало понятно, что текст требует доработок. В ближайшее время пройдет второе чтение документа.
На заседании рабочей группы Комитета по аграрным вопросам Госдумы, которое велруководитель Комитета по аграрным вопросам Госдумы Кашин Владимир Иванович, депутаты, представители Минсельхоза и других ведомств, Национального органического союза (НОС), объединяющего производителей органической продукции, озвучили свои замечания относительно поправок в тексте законопроекта.
С ключевым сообщением выступил Сергей Сорокоумов, советник министра сельского хозяйства РФ по вопросам развития органического сельского хозяйства.Он отметил, что на рабочей встрече Минсельхоз и Национальный органический союз концептуально текст закона одобрили, однако имеется ряд замечаний содержательного характера по новациям, которые введены в текст.
Главные замечания – формулировки понятий. «Так в понятии «органическая продукция» используется ряд слов, которые нельзя использовать, например «экологически чистая продукция», «пищевые продукты» (в которые входят и газированные напитки, и жевательные резинки). Мы не согласны с предложением расширения понятия органической продукции, отличающейся от принятой в мировом сообществе. Также не согласны с тем, что она определяется общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.» - заметил Сергей Сорокоумов. Такие же замечания были и к другим понятиям.
В законопроекте есть требование к производству органической продукции, которое говорит о запрещении применения химикатов. Но в российской законодательстве под агрохимикатами и пестицидами подразумевается в том числе навоз, помет, природные удобрения, мел, известь, доломит, все средства защиты растений в том числе биологического происхождения, напомнил Сергей Сорокоумов. «Поэтому мы предлагаем сформулировать «неприменение агрохимикатов, пестицидов, … за исключениями установленными национальным, межгосударственным и международными стандартами производства органической продукции, действующими в РФ», что существует в практике других стран, например, Казахстана, Армении, а также Евросоюза», - заявил эксперт.
«Мы предлагаем статью об утверждении графического изображения знаков органической продукции назвать «маркировка органической продукции», ввести такой раздел, поскольку много текстовых формулировок», - заметил также Сорокоумов. Эксперт высказал также ещё ряд предложений, связанных с основными требованиями к производству органической продукции, её упаковкой, аккредитацией сертификаторов, приведением в соответствие законопроекта с другими законодательными актами, в том числе с Лесным кодексом.
Павел Павлов, главный советник Государственно-правового управления Президента РФ, отметил, что, по сравнению с первым вариантом законопроекта, предложенным правительством РФ, документ стал более содержательным: «Радует, что началась работа над текстом, есть желание его доработать».
Павел Бурдуков, уполномоченный представитель Российского зернового союза в Федеральном собрании РФ, отметил необходимость поддержания производителя государством в переходный конверсионный период, и учесть это или в этом законопроекте, или в других законодательных актах, а также важность субсидирования процесса сертификации. Олег Мироненко, исполнительный директор Национального Органического Союза, поддержал мнение Павла Бурдукова о важности субсидий со стороны государства во время конверсии производства и в период сертификации: «Самый сложный период – конверсионный. В него предприятия войдут, как только закон будет принят. Я предлагаю в законопроекте установить срок создания реестра производителей органической продукции и начала господдержки не с начала 2020 года, а хотя бы с 1 июля 2019 года, когда предприятия могут уже войти в период конверсии». Олег Мироненко также поддержал мысль коллег о необходимости ввести раздел маркировки, а не только регулирования использования графического изображения.
Уже 19 июля законопроект должен выйти на второе чтение Госдумы, сказал в заключение Владимир Кашин. Он попросил всех участников рабочей группы более активно подключиться к обсуждению документа и до 19 числа сформировать и согласовать окончательный текст.
Департамент по связям с общественностью и СМИ