От редактора

Дорогие читатели!
 
В эпоху глобализации во всех сферах человеческой жизни наблюдается тенденция к укрупнению масштабов, стиранию границ. В обеспечении населения планеты больше не существует сезонов, в какой-либо точке земного шара обязательно идет уборка урожая. Продовольствие доставляется за тысячи километров, причем импортные продукты часто дешевле местных. Приобретая дешевые привозные товары, покупатель выигрывает по деньгам, но обязательно проигрывает в качестве. Чтобы быть здоровым, надо придерживаться правила - «ешь локально и по сезону».
 
Сельскохозяйственная продукция, произведенная недалеко от места проживания человека, всегда свежее привозной. Ее не приходится транспортировать на дальние расстояния, загрязняя при этом окружающую среду и усиливая парниковый эффект. Продукты, которые планируется продавать в близлежащих магазинах, реже обрабатываются химическими веществами, позволяющими сохранять товарный вид.
 
Ученые еще в прошлом веке обратили внимание на то, что продукты питания, выращенные в радиусе проживания человека от 100 до 500 км, лучше усваиваются. Доказано, что продолжительность жизни выше в регионах с консервативной кухней, использующей преимущественно местные продукты. Сезонные овощи и фрукты также положительно влияют на наше здоровье. Организм человека буквально «запрограммирован» на употребление местных продуктов в определенное время года. Сезонная продукция тем и хороша, что прошла короткий путь от поля до стола, и выращивается по технологии, не рассчитанной на длительное хранение.
 
Опросы, проводимые среди россиян, показывают, что большинство наших потребителей готовы «кошельком голосовать» за продукцию местных производителей. Так, по мнению покупателей, от 40 до 90% прилавков российских магазинов должны быть заполнены отечественными продуктами питания. Для того, чтобы это стало реальностью, региональный продукт должен дойти до покупателя. Однако, на полках большинства сетевых супермаркетов доля импорта доходит до 80%. Причин несколько. Прежде всего, крупным сетям зачастую сложно найти поставщиков среди локальных производителей, способных регулярно поставлять большие партии товара. Тем не менее, многие региональные власти, понимая важность поддержки местных производителей, с одной стороны, и обеспечения покупателей недорогой и, главное, свежей продукцией, с другой, заключают соглашения с сетевиками об увеличении доли местных продуктов на полках до 50%. Есть и другие рычаги поддержки небольших производителей. Так, по программе госзакупок продуктов питания для бюджетных учреждений обеспеченность их местной сельхозпродукцией должна составлять от 30 до 50%. Обеспечению натуральными продуктами питания, произведенными небольшими фермерскими и крестьянскими хозяйствами, может помочь развитие рынка мелкой торговли, магазинов «шаговой» доступности.
 
Значительного успеха в развитии рынков местных продуктов уже добились такие страны, как Швеция, Дания, Англия. Давно и успешно пропагандируют финскую продукцию в соседней Суоми, где данная работа финансируется как государством, так и самими производителями продуктов. В этих странах нашли способы, с помощью которых можно поднять продажу местных продуктов, не нарушая при этом принципов рыночной экономики и не снижая качества. В США и Великобритании существуют проекты Americans buy American, British buy British, российский аналог - «Покупайте российское», являющиеся важной частью программы стимулирования отечественного производства и потребления.
И все-таки существующие и вроде бы уже работающие механизмы требуют усовершенствования. Главная задача - облегчить кратчайший доступ покупателя к местной продукции. Лучше всего, чтобы такая продукция продавалась в одном месте. Например, в Финляндии с этой целью создаются специальные оптовые предприятия и магазины, однако темпы продаж в них оставляют желать лучшего. Отдельные финские предприниматели занялись созданием собственных моделей сбыта местного продовольствия. Один фермер продает продукты через Интернет. Он собирает недельный пакет заказа, включающий все необходимые клиенту продукты, и осуществляет доставку в радиусе 100 км. Конечно, не все продукты он производит сам, 30-40% содержимого покупает у других фермеров.
 
Принятая 30 января 2010 года Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации призвана не только защищать интересы страны на мировых продовольственных рынках, а граждан - от некачественного продовольствия, но и обеспечивать устойчивое развитие агропромышленного комплекса, в том числе через повышение доли отечественного продовольствия на российском рынке. Регионы должны стремиться к тому, чтобы обеспечивать себя продовольствием более-менее самостоятельно. В любом случае, пока продукты местного производства не будут доступны большинству россиян, а глянцевые яблочки с наклейками на боках будут уверенно вытеснять с полок наших магазинов собратьев из российских садов, все денежные вливания в отечественный агропром останутся бессмысленными.
 
Всего Вам доброго,
Светлана Голохвастова

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

«Золотая осень-2010» подтвердит статус главного агропромышленного форума в России

А.Кучинов

На вопросы отвечает директор ООО «АПК ВВЦ» В.П.Федчуков

От студенческого кооператива - к инновационному  развитию Университета

От студенческого кооператива - к инновационному развитию Университета

Е.В.Аверьянова

доцент СПбГАУ

С.Смирнов

председатель кооператива «АГРОУНИВЕР доверия»

А.Б.Глущенко

Ассоциация экономического взаимодействия Субъектов Северо-Запада РФ

Первый студенческий кооператив заработал на базе Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Конкурс механизаторов-пахарей

Конкурс механизаторов-пахарей

29 июля в рамках II Агропромышленного форума Ленинградской области состоялся конкурс механизаторов-пахарей.