От редактора

 От редактора

Машиностроение пошло в рост

Эффективное сельское хозяйство невозможно представить без современной, высокопроизводительной, надежной техники. Повсеместно внедряемые в мировом аграрном секторе высокие технологии диктуют необходимость производства и применения таких же высокотехнологичных машин.

До недавнего времени многие передовые сельскохозяйственные предприятия России были сознательно ориентированы на приобретение именно импортной техники. Причина была проста: они не могли себе позволить работать на отечественных машинах, как правило, не самых надежных, но чрезвычайно затратных в обслуживании.

В этой связи вспоминается такой случай. Лет 12 назад мне удалось побывать в музее стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова в Ижевске. Экскурсовод, бывший заслуженный работник оружейного завода, рассказывал, как в советские времена вызывали всех директоров оружейных предприятий с образцами продукции. Оружие разбиралось. Детали перемешивались, а потом собирались вновь. Если бы какая-нибудь деталь не подошла или имела бы отклонения от стандарта, директору этого предприятия не поздоровилось бы. «Почему же тракторы не могут делать аналогичного качества?!», – удивлялся наш сопровождающий.

С тех пор прошло немало времени, и, к счастью, ситуация начинает меняться. Выпуск отечественной техники и ее качество постепенно растут. Правда, зачастую главным преимуществом наших машин по-прежнему остается цена. В 2014 году выпуск тракторов в России составил 6,7 тысяч, в 2015 – 5,2 тысяч, в 2016 – 6,7 тысяч. За этот же период было произведено комбайнов – 5,5 тысяч; 4,6 тысячи и 6,4 тысяч единиц техники соответственно. Крупнейшим российским комбайностроителем является Ростсельмаш. На его предприятиях достигнута высокая доля отечественных компонентов: 90% комплектующих сделано в России.

Это же касается флагманов по производству тракторов – Концерна «Тракторные заводы» и АО «Петербургский тракторный завод». Наши корреспонденты побывали на Ростсельмаше и отметили, что предприятие имеет все необходимые технологии для полного цикла выпуска качественной продукции, включая ее конструкторскую разработку. Однако более половины собранных в России тракторов сегодня по-прежнему производится из импортных комплектующих.

Многие зарубежные предприятия сельскохозяйственного машиностроения открыли производства в нашей стране. Среди них Claas, John Deere, AGCO, CNH, Гомсельмаш и другие. Благодаря высокому уровню локализации производства иностранные производители пользуются такими же преференциями, как российские. При этом они находятся в куда более выгодном положении, чем зарубежные поставщики, поскольку не потеряли рынок при скачке курса валют. Сейчас о размещении производства в России задумываются даже такие предприятия, которые до недавнего времени и не мечтали об этом. Кстати, в том числе и для них в июне в Перми будет проводиться саммит «АгроМаш-2017: Локализация производства в России».

Рост производства сельхозтехники в России начался с 2013 года после введения государственных субсидий, стимулирования спроса на продукцию отечественного машиностроения. Благодаря увеличению размера субсидий в 2016 году в 2,2 раза (до 11,2 млрд рублей), производство техники в денежном эквиваленте выросло на 58% – до 88,2 млрд рублей. Только за первый квартал 2017 года, по данным ассоциации «Росспецмаш», выпуск техники вырос на беспрецедентные 39%, до 27,3 млрд рублей, а объем субсидий составил 8,9 млрд руб. Всего на эти цели из бюджета текущего года в виде субсидий будет выделено 13,7 млрд руб.

Предпринимаемые меры поддержки постепенно усиливают позиции отечественных производителей. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, с 2013 по 2016 годы доля отечественной техники на рынке выросла с 26% до 54%. Он уверен, что благодаря господдержке в 2017 году будет продано почти в два раза больше машин, чем в 2016 году, – более 20 тысяч единиц. В «Росспецмаше» считают, что объемы выпуска сельхозтехники к 2025 году увеличатся до 197,5 млрд рублей, а их доля на рынке вырастет до 80%.

Подъем российского производства происходит на фоне дальнейшего снижения импорта техники, который с 2015 года уменьшился на 40%. По прогнозам, в скором времени доля импортной сельхозтехники не будет превышать 15-20%.

В то же время растут экспортные поставки, правда, основным рынком сбыта для России на сегодняшний день является Казахстан. Однако уже к 2018 году Минпромторг планирует удвоить экспорт сельхозтехники по сравнению с прошлым годом, а к 2025 году – увеличить в четыре раза.

Растущая потребность в продуктах питания, развитие сельхозпроизводства, поддержка государством производителей и покупателей сельхозтехники, сокращение импорта из-за курса валют, улучшение качества отечественной техники и укрепление ее конкурентных преимуществ создают все предпосылки для реализации огромного потенциала российского сельскохозяйственного машиностроения. Будем надеяться, что эта тенденция роста будет устойчивой и выведет на новый уровень весь аграрный сектор нашей страны.

Возможно, вам это будет интересно:

Яйца без антибиотиков

Яйца без антибиотиков

Антибиотики в животноводстве и птицеводстве применялись всегда, наверное, с момента изобретения пенициллина. Но потом выяснилось, что они наносят вред людям, так как вызывают антибиотикорезистентность микроорганизмов, а остаточные количества антибиотиков, попадающие в организм человека с продуктами питания, оказывают негативное влияние на здоровье людей.

В проекте закона о биобезопасности необходимо конкретизировать понятие биологической диверсии

В проекте закона о биобезопасности необходимо конкретизировать понятие биологической диверсии

Закон о биологической безопасности РФ, проект которого принят Госдумой в I чтении 21 января, должен быть использован в качестве правового механизма для предотвращения случаев преднамеренного распространения возбудителей инфекций, опасных для поголовья сельскохозяйственных животных

Правительство утвердило порядок предоставления единой лизинговой субсидии

Правительство утвердило порядок предоставления единой лизинговой субсидии

Правительство России утвердило постановление №1908, которое направлено на поддержку лизинга и стимулирование спроса на отечественную промышленную продукцию, в том числе, продукцию специализированного машиностроения.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.