Сегодня практически каждый животновод России знаком с Региональным информационно-селекционным центром Ленинградской области «ПЛИНОР». Ведение учета во многих сельхозпредприятиях, которые занимаются животноводством, обеспечивает программное обеспечение именно этой компании. Наше интервью с директором ООО «РЦ «ПЛИНОР» Еленой Николаевной Тюренковой о том, как создавалось предприятие и чего оно достигло за 20 лет работы на рынке информационного обеспечения племенного дела.
- Елена Николаевна, как у Вас появилась идея создания информационного центра по ведению учета в племенных хозяйствах?
- Информационным обеспечением животноводства я занимаюсь вот уже ровно 40 лет, имею большой опыт работы. После окончания отделения экономической кибернетики ЛСХИ долгое время работала в главном в то время Ленинградском областном информационно-вычислительном центре по сельскому хозяйству, который разрабатывал и внедрял программы по животноводству по всей стране. В Ленинградской области мы по графику объезжали сельхозпредприятия, собирали информацию, заносили ее на перфоленты и перфокарты, затем на магнитные носители. В перестроечные времена никто из наших хозяйств не отказался от этой работы, но в связи с неплатежами в 1990-х годах система учета вместе с вычислительным центром рухнула. Централизованная система становилась децентрализованной.
Необходимо было принимать срочные меры, чтобы не потерять ведение учета. Мы с несколькими специалистами ушли из центра и приняли решение писать компьютерные программы для хозяйств. На много лет мы обосновались в Академии агробизнеса. Сначала работали на энтузиазме, вскладчину купили компьютеры, занимались преподавательской деятельностью, консультированием. На тот момент вопросы ведения учета стояли очень остро, это было проблемой, ведь селекционная работа очень информационно ёмкая, данных накапливается за жизнь животного очень много, эти данные требуют сбора и хранения, причем по утвержденным алгоритмам, то есть это очень трудоёмкая работа.
- И вы обратились в комитет по сельскому хозяйству Ленинградской области?
- Руководство областного комитета понимало необходимость ведения учета в племенном животноводстве. Ленинградская область отличалась достоверностью данных, селекционную работу у нас всегда вели на серьезном уровне. Наше предложение по ведению учета с помощью программ для компьютеров было одобрено комитетом. Мы создали предприятие, сама аббревиатура названия которого – ПЛИНОР – расшифровывается как «Региональный Центр «Племенного Информационного Обеспечения Ленинградской области». Комитет серьезно нас поддержал и морально и организационно, и мы начали работу. Это был 1998 год.
- Какие цели преследовал отраслевой комитет?
- Цель у комитета была не потерять племенной учет. С помощью наших программ этот учет был восстановлен. Большинство хозяйств данные вносили вручную, а объем информации был огромный, поэтому мы тоже подключались к этой работе. Помню, мы наняли операторов для ввода информации, которые столкнулись с большими трудностями. Сами посудите, что это была за работа – надо было внести всю генеалогию на каждое животное как минимум за четыре поколения, плюс в то время продолжительность жизни животного была по 10-12-15 лактаций, а информация была довольно детализированной – с контрольными дойками, с удоями за каждый месяц… Труд огромный. Кстати, вся эта информация хранится у нас до сих пор.
- Судя по популярности ваших разработок, они востребованы?
- Работа, которую мы делаем, была востребована всегда, не всегда была платежеспособность у наших хозяйств – за 20 лет времена разные были. Но потребность в нашей работе была всегда. Наши разработки значительно снижают трудоемкость работ, позволяют с помощью аналитических данных и наших программ принимать более верные решения, вести подбор животных, планирование, управление стадом.
В первую очередь, это обязанность племенных хозяйств – вести специализированный учет, но и почти все товарные хозяйства области работают на нашей программе, вручную это делать уже невозможно, а понимание работы со стадом без информации тоже невозможно.
Программы всегда адаптируются под новые информационные технологии. Сейчас имеются программы, работающие на локальных компьютерах, через интернет, имеются разработки для мобильных приложений. Программы разрабатывают целые команды программистов. Мы обладаем определенными знаниями и опытом, поскольку 20 лет занимаемся этим направлением. Наши программы зарегистрированы в российском реестре разработок Минкомсвязи. На подавляющее большинство программ получено Свидетельство Роспатента.
- Ваши специалисты имеют высокий уровень знаний, но жизнь идет вперед, и квалификация требует повышения. Как вы обучаете сотрудников?
- Наш штат уже перевалил за 40 человек. Обязательным условием работы в нашем коллективе является постоянное повышение квалификации. Мы обучаем своих программистов в Санкт-Петербурге, учим системных администраторов, бухгалтеров, обязательно проводим обучение специалистов-зоотехников, ветеринарных врачей, в том числе за рубежом. Мы поддерживаем хорошие отношения со многими зарубежными компаниями, у нас в штате уже много лет есть даже собственный переводчик, хорошо знающий специфическую терминологию. У нас на фирме проводятся курсы английского языка для сотрудников, желающих повысить свой уровень знаний. Это позволяет пользоваться зарубежными источниками информации и всегда быть в курсе новостей отрасли. С иностранными партнерами проводим совместные занятия.
- Огромные объемы информации требуют большой самоорганизации?
- В течение 10 лет мы работали по сертификату ISO в системе управления. Несмотря на то, что мы больше не продляем сертификат, дисциплина и строгий учет нашей работы сохранился. Каждый сотрудник в специализированной программе ведет учет своего рабочего времени, что позволяет анализировать его работу. Если, например, у программиста много времени уходит на консультации, то надо брать дополнительного консультанта, а программист пусть занимается своим делом. Мы ведем много проектов, и всегда можем сказать, сколько времени ушло на тот или иной проект. В системе учета видны все командировки сотрудников, учеба, над чем мы работали и т.д. Эта система – большое подспорье.
Если начальной нашей целью было обслуживание предприятий Ленинградской области, то теперь мы работаем практически со всеми регионами, а клиентов у нас более 4500. Невозможно поддерживать отношения, если про клиента ничего не помнишь. В клиентской базе ведется учет работы со всеми клиентами, все взаимоотношения задокументированы. Это позволяет нам самостоятельно обслуживать всю страну, а также взаимодействовать с близлежащими странами.
- При сидячей работе у компьютера быстро падает производительность. Как вы боретесь с усталостью на работе?
- У нас многое сделано, чтобы людям было комфортно работать. Предоставлена возможность получать горячее питание. Ежедневно проводим «физкультминутки», как в старые добрые времена, на эти занятия с тренером выделяется полчаса. И это имеет свой эффект! Наша работа сидячая, все время за компьютером, поэтому любые занятия, которые позволяют встряхнуться – только на пользу, и это правильно. Есть массажное кресло с полным массажем, теннисный стол, несколько тренажеров, имеется возможность выйти подышать воздухом на оборудованной площадке. Кровля нашего здания эксплуатируемая, там стоит специальная мебель, весной цветы посадим в кашпо. Иногда собираемся на крыше – пообсуждать, поспорить. Заключены договора с клиниками. И здесь моя корысть как работодателя – сотрудник записывается к врачу к определенному времени, не надо сидеть в очередях в поликлинике, получает консультацию высококвалифицированного специалиста.
- Вы предоставляете уникальные виды услуг, а чем определяется их набор?
- Каждые 5 лет мы получаем от Минсельхоза разрешение быть региональным информационно-селекционным центром – Свидетельство на вид деятельности. В рамках этого вида деятельности мы занимаемся сопровождением областного комитета по контракту, сбором и обработкой всей информации по племенному животноводству, готовим племенные свидетельства при реализации животных, готовим информационное сопровождение конкурса племенных животных «Белые ночи». Также обслуживаем хозяйства по их запросу, предоставляем консультации по кормлению, ветеринарии, по вопросам воспроизводства. Наша консалтинговая деятельность сейчас очень востребована, запросов получаем больше, чем можем обслужить. Со многими хозяйствами работаем долгое время, они постоянно перезаключают договоры с нами. Почему хозяйства обращаются именно к нам? Мы компания независимая, ничего не продаем, нас нельзя заподозрить в корысти. Делаем объективные расчеты, например, рационов, индивидуальных рецептов комбикормов.
В прошлом году мы получили лицензию на образовательную деятельность – это был серьезный шаг, теперь выдаем документы государственного образца о повышении квалификации по утвержденным программам. Лицензия повысила статус нашей работы. К тому же, в таких случаях, ряд регионов субсидирует обучение сельхозпредприятий, компенсируя затраты на обучение.
- У вас есть конкуренты?
- Конкуренция есть всегда и везде. Мы держимся за счет того, что очень дорожим своей репутацией. Для нас принципиально важно, чтобы клиент, который обратился к нам один раз, следующий раз снова пришел к нам.
- Модный вопрос - а как у вас с импортозамещением?
- Год назад мы разработали модуль автоматизации взвешивания, чтобы с российского весового оборудования можно было собирать данные о взвешивании животных в автоматическом режиме. Мы уже заказали промышленное производство этого модуля-прибора, он прошел апробацию, хозяйства почувствовали эффект: снижается трудоёмкость ведения учёта, данные прямо с весов поступают в программу, будут формироваться данные первичного учета и учета автовзвешивания, передаваться данные бухгалтерских программ. Прибор апробирован, клиенты им довольны. В первую очередь, в приборе должны быть заинтересованы руководители, чтобы получать объективную информацию.
- Такое впечатление, что вся Россия пользуется вашими программами?
- Это правильное впечатление. Рядом наших программ пользуются во многих регионах. Кроме того, имеются созданные нами web-сайты, которые позволяют продвигать и популяризировать быков Российской Федерации. Посещаемость наших сайтов БЫКИ.РФ и ПЛЕМТОРГ.РФ – десятки тысяч посещений в течение года. Там опубликована информация, предоставленная российскими племпредприятиями по быкам, которые продаются на текущий момент. При этом любое хозяйство совершенно бесплатно может скачать себе с сайта генеалогию животного.
- И всё-таки, когда мы перейдем на более современную методику оценки племенной ценности скота?
- Первое, что я услышала, когда после института пришла на работу в отдел автоматизации учета в животноводстве, это то, что надо оценивать быков не по дочерям-сверстницам, а по BLUP. И второе – что необходима идентификация животных. Прошло 40 лет, мы как говорили, что это нужно и важно, так и говорим. Сам по себе метод оценки известен, необходимо решить чисто организационные вопросы.
- Чем планируете заниматься в течение следующих 20 лет?
- Будем развивать все направления, по которым работаем, ни от одного не отказываемся. Мы видим – то, что мы делаем, востребовано, нужно. Еще в 2000 году Минсельхоз поддержал разработку программ Селэкс, мы тогда выиграли контракт по международному проекту ARIS. Система Селэкс, которая расшифровывается как «селекция, экономика, система», не устареет никогда, просто потому, что селекция не может устареть, экономика – основная цель, а системный подход – основа управления.
- Вы довольны тем, что выбрали такую профессию?
- По работе у меня огромный круг общения, я постоянно нахожусь в атмосфере новизны, развития, динамики. Огромный стимул – что моя работа востребована. Я рада, что наш коллектив заинтересован в результатах нашей работы. Я рада, что смогла создать что-то полезное. И это был мой выбор.
Беседовала С.А.Голохвастова