Цифровая трансформация в российском АПК набирает обороты, меняя подходы к повышению эффективности предприятий. Своими оценками трендов цифровизации в агробизнесе поделился генеральный директор компании «Геомир» Илья Воронков.
Учёт и анализ
Самыми востребованными в АПК до сих являются простые решения для цифровизации бухгалтерии на базе 1С. Они помогают автоматизировать отдельные задачи управления предприятием: бюджетирование, бухгалтерский и налоговый учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности и некоторые другие. По оценкам «Геомир», этим ПО пользуется около 90% крупных и средних предприятий.
Мониторинг
Следующими по популярности являются сервисы для мониторинга местонахождения и функционирования сельскохозяйственной и иной техники. Они позволяют в реальном времени контролировать расходы ГСМ, точность выполнения механизаторами производственных заданий, рационально планировать загруженность парка и штата механизаторов. Такими программами пользуется примерно 50% сельхозпредприятий.
Управление
Быстро растет популярность комплексных систем автоматизированного управления агробизнесом. С их помощью можно не только контролировать финансово-хозяйственную деятельность, но и управлять производством – планированием севооборотов, проведением посевных работ, мониторингом состояния посевов и их подкормкой, обработкой гербицидами, уборкой и транспортировкой урожая, а также рядом других задач. Например, объем использования российскими хозяйствами облачного сервиса «История поля», решающего в единой системе все управленческие и производственные вопросы, вырос за последние 3 года в 8 раз.
Моделирование
Пока недооценены решения на базе искусственного интеллекта (ИИ), их используют лишь 3% крупных и средних хозяйств. Это сервисы моделирования производственных процессов (например, планирование севооборота с учетом истории сельхозземель и прогнозов рентабельности культур) и рекомендательные системы для агрономов (например, прогнозы оптимальных сроков обработки посевов или советы по схемам защиты, исходя из фитосанитарной обстановки). В зависимости от состояния бизнеса, категории хозяйства и вида деятельности такие сервисы помогают повышать урожайность полевых культур до 30%, а рентабельность в среднесрочной перспективе – примерно на 20%. ИИ-продукты дают прямой и достаточно быстрый экономический эффект при правильном внедрении, поэтому становятся особенно актуальны на фоне снизившейся в последнее время рентабельности сельхозпроизводства. Ожидаем резкий рост – в 10 раз – их использования уже в ближайшие 2-3 года.
Кадры и субсидии
Среди точек дальнейшего роста цифровизации АПК в целом можно отметить увеличение количества подготовленных кадров за счет обучения новейшим цифровым продуктам в аграрных университетах. Стимулировать трансформацию отрасли будет и перенос в цифровой вид процесса получения субсидий. И, наконец, субсидирование внедрения инновационных технологий – важный шаг на пути качественных перемен. Среди примеров – республика Татарстан, единственный субъект РФ, который запустил региональное софинансирование на внедрение цифровых продуктов – компенсацию 50% стоимости лицензии и внедрения. Это уже способствует динамичному росту цифровизации АПК региона.
Источник: AGROTREND.ru