В планах – меньше средств на агрокредиты, больше – на развитие сельских территорий и технологии.
В проекте бюджета на 2025 год предусмотрена поддержка аграрной отрасли в размере 515,8 млрд рублей, что на 44,2 млрд рублей меньше, чем в текущем году. Финансирование будет направлено в рамках четырех отраслевых госпрограмм. На госпрограмму АПК – 266,9 млрд рублей плюс зарезервированные 75,6 млрд рублей. На комплексное развитие сельских территорий планируется выделить 108,8 млрд рублей (увеличение в 1,5 раза). Финансирование госпрограммы вовлечения земель в оборот сохранится на уровне 2024 года и составит 40,3 млрд рублей. Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса оценена в 24,3 млрд рублей (с учетом резерва 2,5 млрд рублей). Согласно проекту закона о бюджете, общий объем финансирования по направлению АПК составляет 583 млрд рублей, включая зарезервированные 82 млрд рублей.
Основная часть средств госпрограммы АПК придется на проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК», включающий, в том числе, возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам и части прямых затрат, а также поддержку инвестиционного льготного кредитования. В 2025 году на него выделено 101,1 млрд рублей (для сравнения, в 2024 году – 227,6 млрд рублей). Такое сокращение не может не вызывать беспокойства. Мотивации строить новую и улучшать существующую инфраструктуру агропроизводства у инвесторов будет меньше. А ведь именно господдержка позволила за последние 10 лет реконструировать и модернизировать более 3400 объектов животноводства, обновить 885 ферм и с нуля построить 1433 объекта, что увеличило производство молока на 3 млн тонн.
Из средств на стимулирование инвестиционной деятельности 94 млрд рублей планируется направить на льготное кредитование, а это самый востребованный механизм поддержки. Снова сравним – в 2024 году на эти цели было выделено 219 млрд рублей. Сокращение более чем в два раза свидетельствует о том, что на всех желающих льготных кредитов не хватит, а лимиты банков быстро закончатся. Отрасль перестанет быть интересной для значительной части потенциальных инвесторов. Коммерческий кредит в нынешних условиях – вариант для безоглядно смелых. Если раньше разница между льготными и коммерческими займами была не такой существенной, то сейчас на кредит на рыночных условиях решится далеко не каждый инвестор, тем более на фоне повышения ключевой ставки. Рост фактических издержек приведет к снижению рентабельности производства и к сокращению возможностей для инвестиций из собственных ресурсов.
Правда, не все средства поддержки напрямую заложены именно в госпрограмму развития сельского хозяйства, что отчасти объясняет сокращение прямого финансирования. Отдельные программы существуют для мелиорации земель и развития БПЛА. Новый нацпроект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» предусматривает рост ассигнований на такие сферы, как ветеринарные препараты, производство ферментов и добавок, селекция и генетика, подготовка кадров. Ресурсы планируется направить на повышение технологической эффективности АПК и снижение зависимости от импорта.
Существуют и статьи, по которым расходы бюджета вырастут. В том числе это развитие сельхозмашиностроения, техническая модернизация АПК и ряд других направлений. На фоне сокращения финансирования перед отраслью ставятся амбициозные задачи: увеличение к 2030 году объема производства продукции АПК не менее, чем на 25% по сравнению с уровнем 2021 года, экспорта – в 1,5 раза. И такая тенденция на рост существует уже несколько лет. В последние годы сельскохозяйственное производство росло темпами, заметно опережающими другие отрасли экономики. Так, за 2014-2023 годы фактический рост производства в сельском хозяйстве составил 33,2%, а по пищевым продуктам – 42,9%. Стабильно рос и объём экспорта. За 10 лет аграрный экспорт увеличился в 2,6 раза с $17,1 млрд в 2013 году до $43,5 млрд долларов в 2023 году. С 2020 года Россия является нетто-экспортером продовольствия.
Такие результаты стали возможны именно благодаря целенаправленным и значительным бюджетным вливаниям. Объем финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства вырос в 2,2 раза – с 198,1 млрд рублей в 2013 году до 442,6 млрд рублей в 2023 году.
В целом на 2025 год сумма поддержки АПК снизится как в абсолютных величинах, так и с учетом инфляции. В то же время, в условиях глобальных вызовов и изменений в экономике поддержка агросектора остается приоритетной задачей для правительства России. Ну а аграрное лобби настойчиво отстаивает интересы своей отрасли, добиваясь для нее преференций и справедливой поддержки.
Как говорят в Ленинградской области, поддержка аграриев – «в коня корм». В регионе налоговая отдача от сельхозпроизводителей более, чем в три раза превышает вложения в отрасль. Иными словами, финансируя развитие аграрного сектора, государство не только обеспечивает продовольственную безопасность страны, но и сторицей получает вложенное обратно. За последние годы мы привыкли к надежности и развитию российских сельхозпроизводителей. Однако если правила игры изменятся, то и показатели аграрного сектора, вероятнее всего, не будут прежними.