ОГОРОД СВОИМИ РУКАМИ
Ученые Санкт-Петербургского государственного аграрного университета рекомендуют
Санкт-Петербург – Пушкин, 2009
Авторы: Т.И.Завьялова – доцент СПбГАУ
Н.А.Адрицкая – доцент СПбГАУ
Под редакцией – Т.С.Ковалевой – профессор СПбГАУ
Издание подготовлено ООО «Школа фермерского хозяйства и Агробизнеса» при поддержке благотворительного фонда «Милосердие» (Нидерланды)
Учебно-методическое пособие по практическим навыкам и теоретическим знаниям по овощеводству и садоводству для детей с ограниченными возможностями по проекту Благотворительного общества «Милосердие»
В представленной книге подробно и доступно изложены теоретические основы и практические рекомендации по выращиванию некоторых овощных, плодовых и цветочнных культур.
Работа адресована широкому кругу читателей и может быть использована учащимися профессионально ориентированнных школ и лицеев.
196601, Санкт-Петербург-Пушкин, Петербургское шоссе, 2, офис446,
тел. (812) 476-03-37, тел./факс (812) 465-71-88, E-mail: agrocentr@gmail.com
Дорогой читатель!
Эта книга адресована тем, кто хочет научиться грамотно выращивать овощи, плоды и цветы на садовом участке.
Растения не выбирают хозяина. Они растут и дают урожай, когда в достатке получают воду, тепло, свет, питание и хороший регулярный уход.
Наше пособие не претендует на обобщение всех проблем, связанных с выращиванием растений, но является подручным наглядным материалом и советником каждому, кто хочет заниматься садоводством для души.
Читатель узнает, как устроено растение, каковы его биологические особенности, что необходимо для благоприятного роста и создания хорошего урожая.
Отличительной особенностью пособия является его наглядность и доступное объяснение не только как, но и почему проводятся те или иные операции с растениями.
Необходимость создания этого универсального пособия возникла после многолетней работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями, страдающими ДЦП в детском интернате №4 г. Павловска.
Наблюдения в течение 10 лет показали, что дети с удовольствием познают теоретические основы выращивания растений и применяют их на практике.
Уход за растениями, забота о них, радость от результатов своего труда укрепляют их физическое здоровье, приносит душевное равновесие, развивает старательность, ответственность, трудолюбие и творчество. Большинство подростков готовы впоследствии использовать свои знания в самостоятельной работе.
Как приятно есть выращенные своими руками экологически чистые овощи и фрукты, любоваться ярким великолепием красочных цветочных композиций!
Проект «Огород», осуществляемый вот уже 10 лет по инициативе и при содействии благотворительного фонда «Милосердие» (Нидерланды), Школы фермерского хозяйства и Агробизнеса, ведущих преподавателей и студентов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета позволил обобщить опыт работы с детьми и создать программу обучения, которая может быть использована в других детских домах, интернатах и школах.
Материалы данного пособия будут полезны и садоводам любителям.
О нашем проекте
Проект был разработан и создан по инициативе благотворительного фонда «Милосердие» (Нидерланды), ООО «Школа фермерского хозяйства и Агробизнеса» и осуществлялся силами студентов и преподавателей Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.
Пионерную роль в организации проекта играли Т.Полман (уполномоченный представитель фонда), Т.С.Ковалева – профессор СПб ГАУ, директор ООО «Школа фермерского хозяйства и Агробизнеса». Технологическую организацию проекта провели кандидаты с.-х. наук, доценты Санкт-Петербургского аграрного университета Н.М.Носов, Т.И.Завьялова, Н.А.Адрицкая.
Цель проекта гуманитарная: найти пути адаптации детей с ограниченными возможностями к труду в агрономической отрасли и в дальнейшем быть полезными в обществе.
Задача проекта: создать на территории интерната огород и сад с большим разнообразием овощных, ягодных, плодовых и цветочных культур, где дети и студенты университета могли бы работать вместе. В процессе общения воспитанники могли получить агротехнические навыки, расширить свой кругозор, а выращенные овощи и ягоды разнообразили их стол.
За 10 лет была разработана и освоена земля на площади 300 кв. метров, построено 2 теплицы, посажено 300 декоративных деревьев и кустарников, 70 плодовых деревьев, более 400 кустов ягодных культур: клубника, смородина и др. Ребята научились ухаживать за растениями и вырастили более 40 видов овощных, 30 цветочных культур, 15 видов лекарственных и пряных растений.
В проекте участвовало 40-45 детей из разных подростковых групп и 27 студентов СПбГАУ.
Сейчас преподаватели разработали и внедряют вместе со студентами научно-обоснованную систему огородничества, используются методы и способы получения ранних салатных овощей, и конвейерное их получение в течение всего сезона. Применяются биологические методы защиты растений от вредителей.
Подводя итоги проделанной работы следует особо отметить не только огромную роль процесса приобретения детьми агрономических навыков, но и важный социальный аспект – взаимное обогащение студентов и воспитанников детского дома: расширение кругозора, создание взаимной дружеской обстановки равноправия, а у студентов совершенствование профессионализма и воспитание чувства милосердия и ответственности перед слабыми, незащищенными детьми.
Практика показала, что дети с отклонениями в здоровье вполне способны воспроизводить приобретенные навыки и готовы самостоятельно проводить целый ряд видов агрономической деятельности. Накопленный опыт и методические наработки легли в основу предлагаемого учебного пособия.
Надеемся, что результаты этого проекта послужат хорошим примером для организаций в помощи тем, кто в ней нуждается.