Итоговый индекс представлен в трех разрезах: топ-100 вузов, топ вузов по отраслям (в том числе классические, технические, аграрные, медицинские, педагогические, вузы культуры и спорта) и топ вузов по федеральным округам. Лидером индекса среди всех вузов стал Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины с индексом 43,87. В десятку лучших по индексу читательской активности лучших помимо лидера вошло еще 8 аграрных высших учебных заведений:
● Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана (г. Казань);
● Новосибирский государственный аграрный университет (г. Новосибирск);
● Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень);
● Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина (г. Омск);
● Ярославский государственный аграрный университет (г. Ярославль);
● Великолукская государственная сельскохозяйственная академия (г. Великие Луки);
● Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул);
● Верхневолжский государственный агробиотехнологический университет (г. Иваново).
Индекс СЭБ (индекс читательской активности вузов) — это объективный показатель, который отражает уровень вовлеченности студентов вуза в работу с учебной и научной литературой в электронном виде в проекте Консорциум СЭБ. Он рассчитывается на основе количества выдач книг (обращений к полным текстам изданий), глубины прочтения и активности каждого пользователя — независимо от размера вуза или количества студентов. Индекс формируется на основе статистики использования цифровых ресурсов Консорциума СЭБ, который включает 87 тыс. единиц учебного контента. Данные собираются исключительно из некоммерческой базы Консорциума, которая доступна всем участникам бесплатно. Это обеспечивает равные условия для всех вузов, независимо от их финансовых возможностей.
«Чтение учебной литературы остается ключевым инструментом получения знаний. С этой точки зрения уровень читательской активности в университете — прямой показатель эффективности учебного процесса. Очевидно, что без системной работы с учебными материалами и проверенными источниками знаний невозможно говорить о качестве образования», — отметил Александр Никифоров, директор EdTech-компании «Лань» и основатель Консорциума СЭБ.
Индекс читательской активности позволяет университетам оценить эффективность образовательного процесса, сравнить свои показатели с другими и выявить точки роста. При этом ответственность за рост этого показателя лежит на всей команде вуза: преподаватели должны рекомендовать качественные источники, библиотеки — обеспечивать к ним доступ, а руководство — формировать культуру самостоятельной работы. Кстати, индекс становится особенно значимым для вузов, не попадающих в крупные рейтинги: он дает им возможность продемонстрировать качество подготовки студентов через альтернативную метрику — вовлеченность в академическое чтение.
Для абитуриентов, родителей и работодателей такой показатель служит маркером не только уровня знаний студентов, но и ключевых профессиональных компетенций: способности анализировать информацию, усидчивости и дисциплины. По сути, индекс читательской активности – это цифровой срез образовательной культуры университета, показывающий, насколько серьезно в нем относятся к фундаментальным принципам обучения. Он дополняет традиционные рейтинги, позволяя взглянуть на престиж вуза через призму его отношения к базовому инструменту обучения – чтению.
Пресс-служба