В рамках выставки Global Fresh Market: Vegetables & Fruits состоялась панельная дискуссия «Дефицит агрономов в тепличном бизнесе. Роль обучения и подготовки специалистов». Эксперты обсудили причины кадрового голода среди агрономов. Как отметил в своем докладе Алексей Куренин, менеджер по проектам Гродан (бизнес-подразделение РОКВУЛ), сегодня на одну вакансию агронома приходится 3,3 резюме при нормальном диапазоне конкуренции от 4 до 8. А если говорить о направлении тепличного овощеводства, то зачастую этот показатель – менее 1 человека на вакансию. Положение усугубляется и перегруженностью текущих сотрудников непрофильными задачами, что негативно отражается на их эффективности. Решение проблемы нехватки кадров специалист Гродан видит в нематериальных способах мотивации: благоприятном климате в коллективе, обучении и возможностях для профессионального роста.
Согласно hh статистике, сельское хозяйство вошло в топ-10 профобластей с наиболее высоким дефицитом кадров за сентябрь. Динамика резюме в течение 2024 года не превышает +7%. Более всего в агропромышленном комплексе не хватает агрономов и ветврачей. Зарплата агронома в среднем по России в этом году – 77,2 тыс. рублей, что на 17% больше, чем в 2023 году.
«Работодатели заинтересованы в найме высококвалифицированных специалистов, которых на рынке сейчас – единицы. hh.индекс, который в сельском хозяйстве – 3,5 кандидата на вакансию, говорит о тотальном дефиците кадров. В октябре 2024 года прирост резюме составил всего 2% к предыдущему месяцу. По отношению к 2023 году, в 2024-м отмечается только рост числа вакансий. Так, в начале года он составлял +11-21%, снижение показателей произошло лишь во втором полугодии. За январь-октябрь текущего года в России открыто около 10 тысяч предложений для агрономов, это на 5% больше, чем в 2023 году. В тепличном овощеводстве же нередки ситуации, когда на некоторые вакансии кандидатов нет совсем», – отметил Алексей Куренин во время своего выступления на выставке.
Среди действующих сотрудников отмечается снижение лояльности к компаниям-работодателям. Одна из основных причин демотивации – чрезмерная нагрузка квалифицированных специалистов, которая, к тому же, не соответствует их прямым обязанностям. В условиях нехватки кадров сотрудники зачастую оказываются перегружены непрофильными задачами, что может отвлекать их от выполнения ключевых функций. А непонимание смысла подобных задач и отсутствие четких, видимых результатов приводит к усталости и выгоранию.
По словам Куренина, негативное влияние оказывает и отсутствие оценки вклада и вовлеченности специалиста в успех. Кроме этого, нередки конфликты KPI (ключевых показателей эффективности) в коллективе как единой команде: в рамках одной организации бывают разноплановые показатели эффективности, которые направлены на решение несхожих задач и могут вовсе не пересекаться между собой.
«В условиях жесткого кадрового голода, растущего дефицита специалистов, ситуацию осложняет еще одна проблема – невозможность быстро подготовить новые кадры. Поэтому очень важно сохранять лояльность действующего квалифицированного персонала, и здесь на первый план выходят вопросы нефинансовой мотивации. Прежде всего, это создание психологического комфорта в коллективе, возможность карьерного и профессионального роста, корректировка стиля управления. Такие инструменты, как обратная связь, встречи с руководством, обучение, развитие и наставничество способны оказать серьезное влияние на повышение лояльности сотрудников», – рассказывает Алексей Куренин.
Тотальный дефицит специалистов в сельском хозяйстве сегодня заставляет компании внимательнее относиться к действующему персоналу. В этом контексте внедрение нематериальной мотивации может стать серьезным подспорьем в борьбе работодателей за кадры.
Пресс-служба