Совокупный объем 20 крупнейших российских компаний достиг 75% от всего производства полутвердых сыров в России. Лидерство в индустрии сохраняют Юговской комбинат молочных продуктов, ГК «Фудлэнд» и «Вимм-билль-данн», свидетельствуют данные рейтинга Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting.
Лидер индустрии Юговской комбинат молочных продуктов продолжает активно наращивать объемы и по оценкам произвел в 2023 году около 47 тыс. т сыров и сырных продуктов. ГК «Фудлэнд» завершила год с объемом в 31,3 тыс. т и продолжает оставаться лидером в категории натуральных сыров. Компания «Вимм-билль-данн» удержала объемы на уровне прошлого года - 23 тыс. т сыра.
В пятерку лидеров также вошли ГК «Вамин», которая благодаря загрузке нового завода выпустила 19,8 тыс. т и поднялась в рейтинге с 6 на 4 место, и мордовский холдинг, объединяющий СК «Ичалковский» и СЗ «Сармич» с совокупным объемом в 19,3 тыс. т.
Драйверами роста консолидации в сыроделии в этом году стали 2 фактора: появление в рейтинге новых крупных игроков и опережающий рост лидеров рынка, реализовавших в последние 2-3 года крупные инвестиционные проекты. В результате доля ТОП-20 игроков в общих объемах производства достигла более 75%, а порог вхождения в рейтинг вырос до 6,2 тыс. т.
В рейтинг впервые вошла самарская компания АМП «Дамол», которая в последние годы приобрела несколько активов в сыродельном секторе и завершила процесс их консолидации, что позволило ей сразу войти в ТОП-10 лидеров рынка. Наибольшие темпы роста в 50% показала DMK Group, которая запустила свой второй завод в Воронежской области. Также существенно быстрее рынка росли «Комос Групп», ГК «Молвест», «Азбука сыра», ЮКМП, ГК «Сыробогатов» и ГК «Вамин», которые в последние несколько лет активно инвестировали в расширение мощностей и сегодня смогли обеспечить их загрузку. Но инвестиционный цикл в отрасли еще не завершен и ряд компаний продолжают реализацию проектов, поэтому в следующем году можно ожидать как очередных перестановок в рейтинге, так и появления новых игроков.
«Ценовая конъюнктура и ситуация с доходностью на сыродельном рынке были довольно сложными в последние годы, – отмечает генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев. – Это существенно обостряет накал конкуренции, которая сегодня, с учетом давления поставок из Белоруссии, уже достигла крайне высокого уровня. Ситуация отчетливо видна как по разнонаправленной динамике развития даже среди лидеров индустрии, так и по очень плотному их распределению между позициями в рейтинге».
Общий объем производства сыров и продуктов, произведенных по технологии сыра, достиг по итогам 2023 года рекордной отметки в 990 тыс. т, превысив показатель 2022 года на 8,6%. За январь-май этого года рост продолжился и составил 10,9% – в России было произведено 438 тыс. т сыров и сырных продуктов.
«Сыры остаются самой быстрорастущей категорией в молочном сегменте. За последние пять лет его потребление увеличилось на 56%. Общее потребление сыров всех видов в 2023 году впервые за всю современную историю превысило 1 млн т. – поясняет генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. – Эта категория сегодня одна из наиболее инвестиционно привлекательных».
Такой инвестиционный бум произошел на фоне эмбарго и ухода с российского рынка поставщиков из стран дальнего зарубежья в 2014 году. С 2012 года общий объем инвестиций в категорию превысил 100 млрд руб., из них основной объем (около 80%) пришелся на период 2018-2022 годов.
Союзмолоко прогнозирует, что этот сегмент и в дальнейшем будет показывать высокие темпы роста. Потребление внутри страны сейчас составляет около 7 кг на душу населения при среднем уровне в европейских странах порядка 18 кг. Рынок сыров также перспективен и с точки зрения развития экспорта.
Как отмечает Белов, интересным для инвесторов сегментом является и переработка сыворотки – побочного продукта при выпуске сыров. Сегодня рынок пищевых ингредиентов, в том числе из сыворотки, – один из самых динамично развивающихся в мире, поэтому имеет серьезный потенциал роста как внутри страны, так и на экспорте. «Глубокая переработка сыворотки позволяет существенно повысить инвестиционную привлекательность сырного сегмента, а также экономическую доступность сыров для конечного потребителя», – говорит глава союза.
Союзмолоко
Фото: архив СХВ