16 ноября Госдума в третьем чтении одобрила законопроект о совмещении режима Единого сельскохозяйственного налога с уплатой НДС. При его внесении предполагалось, что у сельхозпроизводителей будет возможность признаваться плательщиками НДС для того, чтобы получить право на налоговые вычеты по НДС и возмещение НДС из бюджета, а также упростить отношения с покупателями сельхозпродукции, являющимися плательщиками НДС.
Однако от первого к третьему чтению (всего за каких-то восемь дней!) законопроект изменился до неузнаваемости – от благих намерений не осталось и следа. А ведь изначальная версия проекта закона была предметом экспертизы в Общественной палате Российской Федерации. Представляется, что выработанные предложения законодателями были проигнорированы.
Принятый закон негативно скажется на предприятиях малого и среднего бизнеса, и на нас с вами, как потребителях, соответственно. Во-первых, по общему правилу, уплата НДС стала обязанностью, а не правом сельхозпроизводителей. Во-вторых, отныне получить освобождение от уплаты НДС могут только те субъекты, доходы которых не превышают определенного лимита, который снижается с каждым годом. В-третьих, сельхозпроизводители не смогут добровольно отказаться от освобождения от уплаты НДС. Право на освобождение утрачивается, только если превышен лимит доходов. И в-четвертых, при переходе на ЕСХН теперь необходимо восстанавливать все суммы НДС, предъявленные до этого к вычету. Это положение абсолютно не согласуется с изначальными, поскольку пользователи режима ЕСХН теперь являются плательщиками НДС по умолчанию, соответственно, ранее произведенные вычеты по НДС должны признаваться.
Что мы получаем в итоге? Вместо льготного режима налогообложения ЕСХН становится дополнительным наслоением на общий режим уплаты НДС. Следовательно, деятельность в сельском хозяйстве может стать нерентабельной для малых предприятий.
На ключевые поправки, обусловившие конечный характер закона, Общественная палата просто не успела отреагировать. Однако и мнение, высказанное относительно первоначальной версии законопроекта, учтено не было. Так кому нужны «нулевые чтения»? Реальный ли это инструмент общественного контроля или сотрясание воздуха?
Автор: Владимир Винницкий
Пресс-служба Общественной палаты РФ