В прошлом году вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», регулирующий обращение с побочными продуктами и отходами животноводства. Также были приняты ряд подзаконных актов по этому направлению. У сельхозтоваропроизводителей и фермеров возникает множество вопросов, как именно обеспечить правильное и безопасное обращение с побочными продуктами животноводства. На эти вопросы в эфире «Радио-1» ответил Василий Луговкин, начальник отдела обеспечения исследования почв ФГБУ "Центр оценки качества зерна", кандидат сельскохозяйственных наук, технический эксперт Росаккредитации, член научно-технического совета Минсельхоза России:
– Давайте для начала поясним - когда мы говорим о побочных продуктах животноводства, мы что, прежде всего, имеем в виду?
– Федеральный закон от 14.07.2022 N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дает четкое определение этому термину – это вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.
– Не только аграрии, но и все, у кого есть приусадебные участки знают, насколько ценны такие удобрения, как навоз и помет сельхоз животных и птиц. Но напомните, пожалуйста, в чем состояла проблема для аграриев до принятия специального федерального закона о побочных продуктах животноводства?
– До момента вступления в силу в 2022 году закона о побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации №248-ФЗ не переработанный навоз и помет, в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, относились к отходам. Соответственно для их обращения необходимо наличие лицензии со всеми вытекающими последствиями, а также расчеты и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Если навоз и помет в результате переработки превращался в органические удобрения, то они, в соответствии с законодательством о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, подлежали регистрации как агрохимикат.
То есть законодатели именно по инициативе сельхозтоваропроизводителей вывели побочные продукты животноводства в отдельную категорию.
– Закон заработал в прошлом году. Казалось бы, аграрии должны были выдохнуть. Но эксперты утверждают, что в законе есть существенные пробелы и недоработки. В чём они состоят?
– Верно, начало действия документа - с 1 марта 2023 года. За этот период был разработан ряд подзаконных актов, таких как Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3256-р «Об утверждении перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами», Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 №1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства». Для любого закона необходимо время, чтобы сложилось его правоприменение. На мой взгляд, пока одним из пробелов является отсутствие разграничения по количеству содержащихся животных.
– Что, на ваш взгляд, может помочь аграриям как можно скорее решить проблемы хранения и использования навоза и помета? Кто и какие решения должен принять?
– На мой взгляд, законодательством предусмотрены достаточно лояльные требования к хранению побочных продуктах животноводства. Для защиты грунтовых вод от загрязнения специализированные площадки должны иметь монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия либо иметь в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 сантиметров. Специализированные площадки с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги.
– Специалисты лаборатории провели исследования, что там обнаружили специалисты и, если это какие-то вредные вещества, то какова дальнейшая судьба побочных продуктов животноводства?
– По результатам исследования первых поступивших в лабораторию проб, превышений вредных веществ обнаружено не было, но в случае, если побочные продукты животноводства не соответствуют установленным требованиям, то собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
– Будет ли потом, скажем, какой-то анализ почв или воды, чтобы понять, откуда животное могло получить вредные вещества?
– Это по желанию владельца побочных продуктах животноводства и сельскохозяйственных животных. Законодательство таких требований не предъявляет.
– Правильно ли я понимаю, что навоз и помет могут не содержать сами по себе никаких вредных веществ. Но после внесения в почву в результате естественной химической реакции приборы могут показать временное увеличение нитратов. Как только закончится вегетация растений, показатели сами придут в норму. Но при этом аграрию придётся платить штраф?
– Не совсем так. Навоз и помет могут содержать в себе вредные вещества и именно они нормируются в побочных продуктах животноводства – это 4 тяжелых металла, 2 пестицида, 3 показателя возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний. Эти показатели нормируются и в почве, и в воде, и в пищевой продукции, так как имеют свойства переходить по пищевой цепи. Кстати, они же нормируются и в органических удобрениях на основе навоза. И если вероятность превышения содержания тяжелых металлов и пестицидов невысока, то по показателям возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний – весьма высокая.
То, что по результатам анализов почв может быть выявлено превышение по нитратам, сильно зависит в первую очередь от норм внесения побочных продуктов животноводства как удобрений.
Соответственно, если работа с побочными продуктами животноводства ведется надлежащим образом, то штрафа не будет.
А вот за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства при хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации побочных продуктов животноводства штраф до 600 тысяч рублей.
ФГБУ «Центр оценки качества зерна» помогает аграриям в разработке технических условий на побочные продукты животноводства, а также проведению их лабораторных исследований для предотвращения нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства и избежания штрафов.
Филиал ФГБУ «Центр оценки качества зерна» по г. Москве и Московской области