Перенос даты вступления в силу обязательного вывода из оборота маркированной продукции со сроками хранения до 40 суток с 20 января 2022 года на 31 марта 2022 года позволит розничному звену расширить период лояльной приемки продукции, считает генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. Соответствующие изменения были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2100 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2021 г. № 2099.
По его словам, с просьбой о переносе сроков Союзмолоко неоднократно обращался в Минпромторг и Минсельхоз. Производители подошли к третьему этапу в разной степени готовности. Предприятия, в том числе крупные, еще не осуществили полноценное тестирование маркировки на линиях, и уровень брака и ошибок на начальном этапе могут быть значительными. Смещение срока обязательного вывода, то есть ответственности для розницы, позволит снизить издержки за счет минимизации брака, несчитываемых на кассе кодов и других трудностей. “Мы надеемся, что принятое решение о переносе сроков вывода позволит не допустить проблем с поставками молочной продукции в магазины”, - подчеркнул Белов.
Устанавливается срок вступления в силу обязательства по выводу из оборота продукции, имеющей несколько сроков хранения – как более, так и менее 40 суток. Такая продукция будет выводиться на кассах по максимальному сроку хранения, то есть с 1 июня 2022 года.
Изменения, продвигаемые союзом, были приняты также в части кодов продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации. Поправки являются продолжением ранее выпущенных разъяснений Минпромторга Российской Федерации о том, что обязательной маркировке подлежит только молочная продукция, которая одновременно подпадает и по кодам ТН ВЭД и по кодам ОКПД 2. Мера позволит вывести оптимизировать ассортимент молочной продукции, подлежащей обязательной маркировке, тем самым снизив расходы бизнеса.
Кроме того, уточнены формулировки в части исключения поштучной прослеживаемости для продукции со сроком хранения до 40 суток (включительно). Предусмотрено также, что поштучной прослеживаемости (направление сведений о кодах в систему при обороте продукции) подлежит только продукция со сроком хранения более 40 суток, которая произведена с 1 декабря 2023 года. Последнее увеличивает срок подготовки к введению поштучной прослеживаемости – с 1 декабря 2023 года можно будет продолжать обращать по объемно-артикульному учету продукцию, которая произведена до 1 декабря 2023 года.
Были приняты изменения в части обеспечения возможности не формировать наборы товаров для продукции, которая поставляется в рамках государственных закупок, о которых ранее просили члены Союзмолоко. Норма позволит фактически избежать внедрения агрегации (для маркировки общей упаковки набора товаров кодом идентификации), что сэкономит бизнесу дополнительные средства. Чтобы избежать отказов в приемке наборов товаров без маркировки в рамках госзакупок предусмотрено раннее вступление нормы в силу – с 30 ноября 2021 года.
По просьбе Союзмолоко также снято требование указывать в декларациях на товары сведения о кодах идентификации продукции при поставках на основную часть Российской Федерации молочной продукции, произведенной на территории особых экономических зон. Ранее проблема поставила под угрозу возможность отгрузок молочной продукции, произведенной на территории Калининградской области, в другие регионы РФ, поскольку указание в декларации кодов требует внедрения агрегации. Капитальные затраты на внедрение агрегации оценивались производителями продукции в 40 млн. рублей на одну производственную площадку. Во избежание проблем с поставками продукции предусмотрено ранее вступление в силу нормы – с 30 ноября 2021 года.
Определены даты начала маркировки и обязательного вывода из оборота молочной продукции, которая одновременно имеет несколько сроков хранения (и более и менее 40 суток). Такая продукция подлежит обязательной маркировки с 1 декабря 2021 года, а обязательный вывод из оборота вступает в силу с 1 июня 2021 года. Таким образом для такой продукции обеспечены максимальные переходные периоды. В проекте постановления Минпромторг России предлагал применять к такой продукции поштучную прослеживаемость, однако в вышедшем постановлении такой нормы нет. Против применения поштучной прослеживаемости к такой продукции выступал Союзмолоко.
Для участников рынка, находящихся в удаленной и труднодоступной местности предусмотрена возможность задержки подачи информации в систему маркировки – 3 рабочих дня. Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 30 ноября 2021 года (решение проблемы наборов товаров, Калининградской области, привязка кодов ТН ВЭД и ОКПД 2).
Союзмолоко
Фото: архив СХВ